Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиКрейсераРоссияOrlan
ПроектКорабли (4)(30)(1)  (61)
СтранаРоссия
ТипКрейсер
ОсобенностьНадводный корабль с АЭУ Атомная энергетическая установка
Общие характеристики
Длина (м):251,2
Ширина (м):28,5
Водоизмещение (тонн):28000
Скорость (узлов):30
Осадка (м):9,1
Атомный реактор:2 KN-3 PWR 300 MW
Экипаж:610
Вооружениe
Орудия:2 AK-130-MР-184 или AK-100
Торпедные аппараты:10 533 мм
ПКК Противо-корабельные комплексы:20 SS-N-19 Shipwreck
Вертолеты:3 Ka-27ПЛ или Ka-25РТ
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:4 SA-N-4 Gecko
4 AK-630
4 SA-N-11 Grison
ПЛК Противолодочные комплексы:8 SS-N-16 Stallion
2 RBU-Udav
2 RBU-1000
УВП Установка вертикального пуска (ячеек):96 SA-N-6 Grumble
Электронное оборудование
Сонар:1 Polinom suite
Локатор/Радар:1
СУО Система управления огнём:2 Eye Bowl
4 Bass Tilt
1 MR-145
1 MR-123-02 для AK-130-MР-184
1 MR-184 для AK-630

В 1961 г. в боевой состав ВМС Военно-морские силы США вошел первый атомный крейсер УРО Управляемое ракетное оружие Long Beach. Эти события послужили толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. Естественное развитие военно-морской техники так же оказалось причиной того, что в 1964 году начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода.

Основой исследований, явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах мирового океана в составе группировки и самостоятельно, преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8000 тонн. Главным конструктором был назначен Б. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ВПК типа Kashin. От Военно-Морского Флота главным, наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту, стал капитан 2 ранга А. Савин.

Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ Военно-морской флот С. Горшкова. Тем не менее, проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать все новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей ее части. В конце концов, приняли решение о создании специальной ЭУ Энергетическая установка. При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ Энергетическая установка на органическом топливе. Его опасения можно понять: отечественный опыт эксплуатации атомоходов был сравнительно небольшим, а боевой корабль - это даже не ледокол, да и обеспечение его стоянки при нашей системе базирования всегда было болевой точкой флота.

При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО Противо-воздушная оборона корабля по всей ее глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. Д.

Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами. Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование - атомный ракетный крейсер.

Атомные ракетные крейсера типа "Orlan" прямых аналогов за рубежом не имеют: американские - типа Virginia по водоизмещению (11 300 тонн) в 2,5. А Long Beach (17500 тонн) в 1,5 раза меньше. На советских атомоходах энергетическая установка включает две паровые турбины мощностью до 70000 л. С. Каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе.

Хотя крейсера "Orlan" в течение ряда лет были лучшими в мире кораблями своего класса, проект нельзя признать удачным. "Orlan" проектировался как ударный крейсер, корабль завоевания превосходства на море. Эта задача требовала значительно более мощного и разнообразного вооружения, нежели то, которое было установлено. Для того, чтобы противостоять современным противокорабельным ракетам, авиационным пушкам и бомбам небольшого калибра, корабль следовало оснастить хотя бы минимальной броневой защитой. Наконец, автономность корабля необходимо было существенно увеличить. Разумеется, выполнить подобные требования при ограничении водоизмещения 28 тысячами тонн невозможно, и размеры должны были быть увеличены по меньшей мере вдвое. Реальный "Orlan" может справиться с любым из американских послевоенных крейсеров, но был абсолютно беззащитен перед авианосным соединением или модернизированными американскими линейными кораблями типа Iowa.

Однако, есть и непроверенная информация, что НАТО North Atlantic Treaty Organization (Организация Североатлантического договора) рассматривало советские эскадры во главе с крейсерами проекта "Orlan" как весьма опасных соперников для своих авианосных соединений. На теоретических учениях для уничтожения такой эскадры выставлялись группировки из четырёх авианосцев, из которых предполагалось оставаться на плаву только одному. Авиагруппы трёх авианосцев предполагалось почти полностью потерять.


В 2010 году принято решение о модернизации и возвращению в боевой состав ВМФ Военно-морской флот крейсеров "Адмирал Ушаков", "Адмирал Лазарев", "Адмирал Нахимов". Под замену пойдет все внутреннее оборудование кораблей, в том числе оружие, энергоустановка, боевые системы управления кораблей. Предположительная дата вступления в строй – 2020 г.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.