Для решения десантных задач в морской зоне ВМФ Военно-морской флот СССР предполагал активно использовать десантные корабли и катера с использованием динамических сил поддержания. Наибольшее распространение получили КВП Корабль на воздушной подушке. Выполненные оценки показали, что использование десантных КВП Корабль на воздушной подушке позволяет увеличить десантодоступность с 17% (традиционные водоизмещающие ДК с носовой аппарелью) до 78% протяженности береговой линии. КВП Корабль на воздушной подушке обладают такими тактическими свойствами, как высокая скорость, амфибийность (способность выходить на необорудованное побережье, преодолевать подводные инженерные сооружения, двигаться по льду и заболоченной местности), повышенная взрывостойкость от ударной волны при подводном взрыве (за счет подъема корпуса над водой), что позволяет им эффективно проводить десантные операции в морских и прибрежных районах. Такими кораблями стали МДКВП Морской десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232, созданные судостроителями объединения «Алмаз», которое проектирует корабли на воздушной подушке с 1955 г. и является продолжателем работ по созданию таких кораблей, проводившихся в России с 1934 г.
Накопленный опыт эксплуатации серийно строившиеся и эксплуатировавшиеся катеров на воздушной подушке «Скат», «Кальмар», «Омар», десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран» позволил ВМФ Военно-морской флот СССР принять решение о дальнейшем развитии этого направления. Не дожидаясь завершения серии МДКВП Морской десантный корабль на воздушной подушке «Джейран» уже в 1978 г. ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ Тактико-техническое задание на проектирование более мощного корабля под шифром "Pomornik". Заданием предусматривалось увеличение скорости хода, десантной нагрузки (до 3 основных танков), усиление артиллерийского и радиоэлектронного вооружения.
В разработке проекта 12322 принимали участие главные конструкторы Л.В. Озимов, Ю.М. Мохов и Ю.П. Семенов, наблюдение от ВМФ Военно-морской флот воглавлял кап. 2 ранга В.А. Литвиненко (позднее его сменил кап. 2 ранга Ю.Н. Богомолов). После завершения проектных работ, в 1983 году на трех заводах («Алмаз» в Ленинграде, «Море» в Феодосии и Хабаровском) начинают строится 4 корабля. В дальнейшем строительство серии продолжали лишь в Ленинграде и Феодосии.
"Pomornik" являетя самым крупным в мире десантным КВП Корабль на воздушной подушке. Он предназначен для транспортировки боевой техники вместе с десантными подразделениями и высадки на необорудованный берег с обеспечением огневого прикрытия. Также корабль может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений.
Основной силовой несущей частью корпуса корабля, обеспечивающей прочность и непотопляемость, является понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка двумя продольными переборками разделена на три функциональных объема. В средней части размещен отсек десантируемой техники с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десанта, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования и отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала. На корабле созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.
На 44-м салоне изобретений и инноваций «Brussels Eureka-95» десантный корабль "Pomornik" был удостоен бронзовой медали. С 3 по 7 октября 2000 года "Pomornik" принимал участие в XI Международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск, ВВС Военно-воздушные силы и ВМС Военно-морские силы «Defendory International'2000» в Афинах.
Активная позиция, занятая российскими, а затем и украинскими внешнеторговыми организациями по продвижению на мировой рынок КВП Корабль на воздушной подушке "Pomornik", принесла свои плоды. 24 января 2000 года в Афинах состоялось подписание трехстороннего 200-миллионного контракта с Россией (ГК Главный калибр «Росвооружение», ныне ФГУП «Рособоронэкспорт») и Украиной (ГК Главный калибр «Укрспецэкспорт») на поставку 4 "Pomornik" (по 2 единицы каждой стороной) Министерству национальной обороны Греции. Таким образом завершился международный тендер на приобретение Грецией десантных КВП Корабль на воздушной подушке, длившийся с 1998 года.
Офсетная часть контракта предусматривает ремонт турбодвигателей, строительство платформы для транспортировки и обслуживания этих кораблей, а в более далекой перспективе — и строительство кораблей этого класса на верфях Греции.