"Potemkin" заказан в рамках судостроительной программы на 1882-1902-гг. и являлся восьмым, ее завершающим, броненосцем для Черного моря. Строился на кредиты, выделенные по программе на 1895-1900гг. В качестве прототипа был использован эскадренный броненосец Три Святителя, проект которого переработали с учетом опыта проектирования броненосцев типа Peresvet. В частности, была усилена защита 152-мм орудий, увеличена высота надводного борта и введен полубак. Общая схема бронирования соответствовала английскому броненосцу "Мажестик". По тактико-техническому заданию водоизмещение ограничили 13,500 тонн, а размеры обводами корпуса броненосца Три Святителя. До русско-японской войны "Potemkin" обладал самым мощным артиллерийским вооружением среди эскадренных броненосцев русского флота.
27 июня 1905 года на корабле вспыхнуло первое в Российском флоте вооруженное восстание матросов. 8 июля броненосец ушел в Констанцу, где был интернирован правительством Румынии, на следующий день возвращен России и 14 июля 1905 года отбуксирован в Севастополь. Участвовал в Севастопольском вооруженном восстании в ноябре 1905 года.
В 1910 году прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в мастерских Севастопольского порта с заменой орудий главного калибра. В 1912 году после навигационной аварии (2 октября 1911 года сел на мель при выходе с рейда Констанцы) – ремонт подводной части в Севастопольском порту.
Участвовал в первой мировой войне (обстрелы побережья и действия на коммуникациях противника, прикрытие воинских перевозок и минно-заградительных действий разнородных сил флота, Трапезундская наступательная операция 5 февраля – 18 апреля 1916 года; четырежды вступал в артиллерийский бой с германо-турецкими линейным крейсером "Явуз" (Goeben) и легким крейсером "Мидилие" (Breslau). 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота.
С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.