Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиЭсминцыРоссияKresta I
ПроектКорабли (4)(10)  
СтранаРоссия
ТипЭсминец
Общие характеристики
Длина (м):155,6
Ширина (м):16,8
Водоизмещение (тонн):7130
Скорость (узлов):33
Запас хода (миль):3500
Осадка (м):6,2
Экипаж:380
Вооружениe
Орудия:2 АК-725
Торпедные аппараты:10 533 мм
ПКК Противо-корабельные комплексы:4 SS-N-3a Shaddock
Вертолеты:1 Ка-25
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:4 AK-630
2 SA-N-1
ПЛК Противолодочные комплексы:2 RBU-6000
2 RBU-1000
Электронное оборудование
Сонар:1 MG-312
Локатор/Радар:1 MR500 Kliver
1 MR302 Rubka,3D
СУО Система управления огнём:1 Yatagan SA-N-1 fire control
1 MR103 AK725 fire control
1 Binom P35 Progress fire control

В 1960-х гг. в отечественном кораблестроении произошло смещение приоритетов, как известно, по субъективным причинам. В то время строительство надводных кораблей для нашего флота велось как бы по двум генеральным направлениям: «ударному» и «противолодочному». Развертывание в США в 1960-х годах системы Polaris A1, естественно, выдвигало задачу борьбы с ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами вероятного противника на передний край. В этой связи даже далекие от военно-морского дела политические и государственные руководители термин «противолодочный» воспринимали с положительным пониманием, что почти заранее гарантировало «зеленую улицу» любой программе под девизом «противолодочная». К 1964 году была реализована программа строительства ракетных крейсеров проекта Kynda, которые при своих бесспорных достоинствах имели и определенные недостатки: при слишком «зажатом» водоизмещении и размерениях не могли быть реализованы требования улучшения обитаемости личного состава (флот начинал «боевую службу»), усиления ПВО Противо-воздушная оборона, повышения дальности плавания и автономности. Совершенствование ракетного оружия делало ненужным сложные и громоздкие поворотные пусковые установки. Практика показала, что их перезарядка – депо довольно трудоемкое, длительное и непригодное для боевых условий. Временное базирование вертолета на ВПП Взлётно-посадочная площадка в жестких морских условиях быстро выводило его из строя.

Формальным основанием для разработки нового проекта, получившего номер 1134 и шифр «Беркут», явилось постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 1180-510 от 30.12.1961 г. Незадолго до выхода этого постановления в декабре 1961 г. Главное управления кораблестроения ВМФ Военно-морской флот заказало Северному ПКБ разработку нового корабля ПВО Противо-воздушная оборона-ПЛО Противо-лодочная оборона, причём сразу с этапа технического проектирования, минуя эскизный. Главным конструктором БПК Большой противолодочный корабль пр.1134 был В.Ф.Аникиев (в последующем главный конструктор единственного реализованного в СССР проекта авианосца), наблюдение от ВМФ Военно-морской флот осуществлял вначале капитан 2 ранга А.А.Майоров, затем капитан 2 ранга О.Т.Сафронов.

При проектировании новых кораблей "Kresta I" вышеупомянутые требования в значительной мере были учтены: в заново спроектированном увеличенном корпусе с котлотурбинной энергетической установкой (такой же, как на Kynda) был размещен второй ЗРК Зенитно-ракетные комплексы SA-N-1 (боекомплект зенитных ракет в каждом погребе был увеличен в два раза за счет введения конвейерного хранения ракет), несколько изменен состав радиоэлектронного вооружения (вместо второй РЛС Радио-локационная станция «Ангара» установлена новая РЛС Радио-локационная станция «Кливер» и станция активных помех «Гурзуф»), обеспечено постоянное базирование в кормовом ангаре вертолета Ка-25РЦ (впервые на наших кораблях такого класса). Однако ударные возможности корабля при этом уменьшились: на нем был оставлен один противокорабельный комплекс SS-N-3a Shaddock с четырьмя ракетами в спаренных пусковых установках, не имевших горизонтального наведения и без второго боекомплекта. Планируемый к установке ЗРК Зенитно-ракетные комплексы SA-N-3 Goblet так и не был готов к постройке серии, поэтому на "Kresta I" поставили «что было», то есть ЗРК Зенитно-ракетные комплексы SA-N-1. Кроме того, вместо 76-мм артустановок АК-726 установили менее мощные по снаряду, но более скорострельные новые зенитные спаренные автоматы АК-725 с индивидуальным управлением каждого от РЛС Радио-локационная станция «Барс».

С самого начала БПК Большой противолодочный корабль "Kresta I" получали систему приёма внешнего целеуказания для стрельбы ПКРК Противо-корабельный ракетный комплекс SS-N-3a Shaddock – «Успех-У». Для управления кораблём и соединением имелся совмещённый ГКП-ФКП-БИП, оборудованный электронными планшетами, системой взаимного обмена информацией «Море-У» и др. необходимым оборудованием.

По упомянутым выше причинам новые корабли классифицировались как «большие противолодочные», и в этой связи состав противолодочного оружия был несколько усилен. Вместо трехтрубных торпедных аппаратов были установлены пятитрубные ПТА-53-1134 с противолодочными торпедами «Енот-2», появился «второй калибр» – RBU-1000 – менее дальнобойная, но с более мощными бомбами. К тому же боезапас для RBU-6000 был увеличен после того, как во время корректировки проекта было принято решение отказаться от запасных ПКР Противокорабельные ракеты. Главным изменением противолодочного вооружения стала ГАС Гидро-аккустическая станция кругового обзора «Титан» и целеуказания «Вычегда», а также наличие противолодочного вертолёта для вооружения которого предусматривались 5 торпед ПЛАТ-1 и 54 РГАБ.

Несмотря на всё вышеперечисленное, первые корабли типа "Kresta I" по сути оказались «шагом на месте», и хотя в конце 1970-х годов они и были переквалифицированы в ракетные крейсеры, таковыми по своим возможностям их можно было считать весьма условно. Так, первоначально система управления обеспечивала управление только двумя ПКР Противокорабельные ракеты в залпе при стрельбе по основному режиму. Не состоялись они и в первоначальном качестве – противолодочном, особенно по причине слабого гидроакустического и противолодочного вооружения.

Корабли типа «Беркут» стали родоначальники самого крупного семейства больших противолодочных кораблей ВМФ Военно-морской флот СССР (позже строились Kresta II и Kara ) и в какой-то мере являлись преемниками первых БПК Большой противолодочный корабль Kashin .

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.