Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиБронированные кораблиДредноутыИспанияEspana
ПроектКорабли (3)(5)  
Espana1913/1923

Головной линкор "Espana" был заложен в Эль-Ферроле 5 февраля 1909 года. Ровно три года спустя, 5 февраля 1912 года, состоялась пышная церемония спуска на воду самого крупного на тот момент испанского боевого корабля.

26 августа 1923 года "Espana" попала в густой туман. Командир старался идти ближе к берегу, но несмотря на малую скорость, около полудня линкор сел на камни. Когда туман рассеялся, обнаружилось, что "Espana" находится всего в 200 м от берега, прямо напротив маяка Трес Форкаш.

Из-за повреждения корпуса образовалась сильная течь с левого борта (длинная узкая пробоина) в районе машинного отделения. Командир корабля капитан 1 ранга Педро Сане сразу приказал начать спасательные работы, но попытки экипажа оказались тщетными. Вода затопила машинное отделение, и линкор прочно сел на камни с сильным креном на левый борт. В район кораблекрушения подошли различные корабли. Но их помощь свелась лишь к эвакуации личного состава, к счастью, не понесшего никаких потерь. Для пресечения вполне возможного в этих местах мародерства на "Espana" остались командир корабля, два офицера и тридцать матросов, а самолеты вели над линкором патрулирование. В первый же день все из-за того же тумана в воду упали сразу пять самолетов — правда, ни один из них не получил фатальных повреждений.

Через четыре дня, когда из Гибралтара подошли мощные буксиры, начались спасательные работы. Однако стащить корабль на глубокую воду не удавалось в течение нескольких месяцев.

В январе 1924 года для спасения линкора был выделен кредит в 2 млн песет. Общее руководство спасательными работами возлагалась на подполковника корпуса корабельных инженеров Аугусту Миранду, наделенного чрезвычайными полномочиями.

Все лето текущего года велись широкомасштабные работы. С "Espana" демонтировали все, что можно было снять. В сентябре с подходом мощного плавкрана пришла очередь и главной артиллерии. К сожалению, опять не обошлось без инцидентов: для подъема соскользнувших под воду стволов пришлось воспользоваться услугами спасательного корабля подводных лодок «Кангуро». Лишь к осени появились надежды на благополучный исход спасательной операции.

Но с приходом осени начались шторма. Сильно ослабленный корпус 20 ноября разломился на две части и перевернулся. Дальнейшие спасательные работы были абсолютно бессмысленны.

В начале 1925 года морское министерство признало факт гибели линкора. Снятая с него артиллерия главного калибра в основном пошла на усиление береговой обороны северного Марокко; четыре 102-мм орудия установили в батарее на острове Исла Тарифа, прикрывающей вход в Кадис, еще несколько таких же орудий отправили на Канарские острова. Обломки корпуса постепенно ушли под воду, причем волны буквально разметали их по морскому дну.

ex-Alfonso XII1915/1937

Торжественная закладка второго корабля в серии "ex-Alfonso XII" состоялась в Эль Ферроле 23 февраля 1910 года. В 14.00 7 мая 1913 года корпус будущего линкора спустили на воду.

В 1923 г. переименован в "Эспанья" после потери предыдущего корабля.

30 ноября 1935 года линкор выводился в резерв. К 1936 году корабль был полностью разукомплектован, большинство из его ценного оборудования, включая системы навигации и коммуникации, сдали на склад.

Во время гражданской войны "ex-Alfonso XII" входит в состав франкистского флота.

В ночь с 29 на 30 апреля "ex-Alfonso XII" прикрывал эсминец «Веласко», который установил 70 мин заграждения. После этого оба корабля отправились к Сантандеру. В 7.20, при попытке перехватить пароход «Нитсли», в трех милях от Сантандера линкор наскочил на мину, установленную здесь накануне минзагом «Хупитер».

Хотя от взрыва погибло лишь пять человек из машинного отделения, корпус старого линкора получил такие повреждения, что какая-либо борьба за живучесть стала просто невозможной. Рискуя также налететь на мины или повредить корпус в результате удара волн, эсминец «Веласко» принял на борт 820 человек экипажа "ex-Alfonso XII". Хотя республиканские газеты сообщали, что эсминец спас лишь офицеров, а около 600 человек выловили местные рыбаки и оказавшийся поблизости пароход «Сьюдад де Пальма», эти сведения выглядят малоправдоподобными.

Пока проходила спасательная операция, с аэродрома в Сантандере стартовал республиканский самолет «Гурду-Лезье» под управлением Мигеля Самбудио. Его максимальная бомбовая нагрузка состояла всего из двух 50-кг бомб. Три раза Самбудио пытался атаковать линкор, но, исчерпав боезапас, вынужден был удалиться. "ex-Alfonso XII" продержалась на плаву около 40 минут, после чего затонула. Во франкистской прессе ходила версия о том, что течение стало относить линкор к республиканскому берегу, и, чтобы он не достался врагу, командир отдал приказ затопить корабль. Но, скорее всего, настоящие причины столь быстрой гибели дредноута-ветерана следует искать в его плачевном техническом состоянии.

Jaime I1921/1941

5 февраля 1912 года на освободившемся от линкора "Espana" месте произошла закладка нового линейного корабля "Jaime I". Торжественный спуск на воду в присутствии инфанта Карлоса и инфанты Луисы состоялся 21 сентября 1914 года.

Из-за начавшейся войны получение ряда материалов и оборудования из-за рубежа стало невозможным, в результате вместо плановой даты ввода в строй в 1916 году линкор не был готов вплоть до сентября 1921-го, а приемный акт представители флота подписали лишь в январе следующего года.

Около полудня 17 июня 1937 года жителей испанского порта Картахена оглушил грохот мощного взрыва. Огромный столб дыма и пламени взметнулся выше мачт стоявшего в гавани крупнейшего корабля республиканцев - линкора "Jaime I". Несколько минут спустя раздалось еще несколько взрывов - очевидно, от вспыхнувшего пожара сдетонировали разложенные на палубе зенитные снаряды. К месту катастрофы немедленно устремились буксиры и пожарные катера, но помочь обреченному кораблю они уже не смогли. Накренившись на правый борт, "Jaime I" сел на грунт. Хотя его надстройки и даже башни остались на поверхности, о восстановлении линкора в условиях полыхавшей на Пиренейском полуострове гражданской войны не могло быть и речи. "Наиболее вероятными причинами гибели "Jaime I" были: диверсия со стороны мятежников, которые явно стремились уничтожить этот корабль, и халатное отношение к боезапасам со стороны команды. Отсутствие должной дисциплины и порядка на этом корабле не исключают того и другого - так отмечал в своих записях очевидец трагедии, главный военно-морской советник в Испании и будущий нарком советского ВМФ Военно-морской флот Н.Г.Кузнецов, добавляя при этом, что "сильное влияние анархистов на единственном линкоре республиканцев доставляло много забот командованию". Столь печально закончилась карьера последнего испанского дредноута - представителя самой несчастливой серии линкоров постройки периода первой мировой войны.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.