Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиБронированные кораблиДредноутыФранцияRichelieu
ПроектКорабли (3)(32) (2)
Richelieu1940/1964

Вступление в строй линкора "Richelieu" 14 июня 1940 года совпало с первым налетом на Брест самолетов люфтваффе. Немецкое наступление вынудило срочно загрузить корабль максимально возможным количеством боезапаса и отправить его за пределы Франции. 23 июня линкор прибыл в Дакар - французскую базу на африканском побережье.

Вскоре "Richelieu", подобно эскадре Жансуля, подвергся атаке со стороны англичан. 7 июля торпеда с одного из самолетов авианосца Hermes взорвалась под днищем линкора и вызвала сильные повреждения. Тот факт, что киль оказался погнутым на протяжении 25 м, вызвал предположение, будто от взрыва торпеды сдетонировали одна или две глубинные бомбы, ранее сброшенные с английского катера. Затем британцы бросили в бой линкоры. Французам пришлось несладко: в придачу к повреждениям от 381-мм снарядов на "Richelieu" произошел разрыв орудия главного калибра, сильно разрушивший начинку башни.

Но даже сильно поврежденный, корабль вызывал у англичан опасения. В ноябре 1940 года президент Рузвельт обратился к главе вишистского правительства маршалу Петену с предложением продать нейтральным США находившиеся в Африке небоеспособные линкоры "Richelieu" и "Жан Бар", но получил отказ. И лишь после трагедии в Тулон французы согласились отдать линкор союзникам. 30 января 1943 года "Richelieu" ушел из Дакара в Нью-Йорк.

В ходе ремонта в США корабль основательно модернизировали. Орудия главного калибра рассверлили до 381 мм, чтобы использовать английские снаряды. Два поврежденных орудия заменили на снятые с "Жана Бара". Зенитное вооружение усилили по американскому стандарту, установив 14 счетверенных 40-мм "бофорсов" и 50 20-мм "эрликонов". Позже, в Англии, вместо девяти снятых "эрликонов" добавили еще 11 одноствольных "бофорсов".

В конце войны "Richelieu" довелось принять участие в действиях против Японии. Линкор вел огонь по сухопутным целям у берегов Бирмы, Явы, Новой Гвинеи, а 5 сентября 1945 года в Малаккском проливе подорвался на магнитной мине - правда, без серьезных последствий.

Clemenceau1944/1944

После капитуляции Франции в 1940 году немцы захватили незаконченный корпус "Clemenceau" в доке Бреста. При высадке союзников во Франции немцы предполагали затопить недостроенный линкор на фарватере, однако им не удалось этого сделать — в августе 1944 года он был потоплен авиацией в порту Бреста.

Jean Bart1949/1970

Судьбы "Jean Bart" и головного корабля оказались схожими. 19 июня 1940 года неукомплектованный "Jean Bart" под бомбами немецких самолетов покинул Сен-Назер и направился в Касабланку. Там достройка продолжалась, к маю 1942 года даже удалось ввести в строй носовую 380-мм башню. А 8 ноября американский флот атаковал Касабланку и через три дня оккупировал город. "Jean Bart", получив 5 попаданий 406-мм снарядов с линкора "Массачусетс" и 3 бомбы с пикировщиков "Донтлесс", достался американцам в плачевном состоянии.

После войны выдвигались самые разные проекты восстановления линкора - в частности, предлагалось превратить его в авианосец. Но в итоге решили достроить его в первоначальном качестве. В феврале 1946 года "Jean Bart" ушел в Брест. Там на нем перепланировали внутренние помещения, усовершенствовали зенитное вооружение, смонтировали радары, усилили противоторпедную защиту за счет установки булей, что привело к увеличению ширины корпуса до 35,5 м. Полное водоизмещение при этом составило 49 737 т. В январе 1949 года состоялись приемные испытания, и вскоре последний в мире линкор вступил в строй... Увы, то было запоздалое рождение. С середины 50-х "Jean Bart" служил преимущественно учебным кораблем.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.