Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиПодводные лодкиМногоцелевые ПЛСШАSkipjack
ПроектКорабли (6)(14)  
SSN Submarine, nuclear-powered (атомная подводная лодка).585 Skipjack1959/1990

SSN Submarine, nuclear-powered (атомная подводная лодка).589Scorpion1960/1968

Спущенный на воду в 1959 году, "Scorpion" был предназначен в первую очередь для противолодочной борьбы с советскими подводными ракетными крейсерами. На нем также располагалась специальная группа русскоязычных лингвистов, занимавшихся прослушиванием радиопередач советских кораблей и других военных единиц.

Последнее задание началось 17 мая 1968 года. Под командованием командора Фрэнсиса Слаттери, "Scorpion" только что завершил трехмесячное плавание в Средиземном море в составе американского 6-го флота и возвращался в Норфолк, когда поступил шифрованный приказ. Вице-адмирал Арнольд Шад, командующий Атлантическими подводными Силами в Норфолке, передал новое задание для "Scorpion". Субмарине следовало полным ходом идти к Канарским островам, расположенных на расстоянии 1500 миль от восточного побережья Африки, для наблюдения за соединением советских кораблей, маневрирующих в восточной Атлантике юго-западней цепочки островов.

Субмарина затонула через пять дней. Спустя более чем пять месяцев, остатки потерпевшего крушение "Scorpion" были обнаружены на океанском дне в Атлантике, на глубине около двух миль. Все 99 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

Пресс-секретарь коммандор Фрэнк Торп ( Cmdr. Frank Thorp ) во вторник обнародовал позицию ВМС Военно-морские силы США : АПЛ Атомная подводная лодка "Scorpion" затонула в результате аварии при возвращении в порт приписки - Норфолк. " В то время как точная причина гибели субмарины остается невыясненой, не имеется никаких оснований для выдвижения версии о том, что субмарина затонула после атаки или столкновения с советским кораблем или подводной лодкой ", заявил Торп.

Но фактически, "Scorpion" во время гибели был в центре сети высоко - технологического наблюдения, шла "холодная война", и не исключалось военное столкновение, которое, предположительно, закончилось соглашением между Соединенными Штатами и Советским Союзом, имевшим целью скрыть истинную картину происшедшего. Изучение сотен документов и интервью со множеством очевидцев событий и военнослужащих позволяет предположить сценарий, который драматично отличается от официальной версии ВМС Военно-морские силы:

  • "Scorpion" не совершал обычный рутинный выход в Атлантику, а был направлен для выполнения сверхсекретного задания, заключавшегося в слежении за соединением советских кораблей, включавшее атомную подводную лодку.
  • хотя в официальном заключении ВМС Военно-морские силы говорилось о технической аварии, известно,что существовало более раннее заключение комиссии из старших должностных лиц флота о том, что "Scorpion" был потоплен торпедой. Комиссия заключила, что это была одна из собственных неисправных торпед "Scorpion". Эксперты все еще не пришли к соглашению относительно того, могла ли это быть советская торпеда.
  • предполагалось, что операция "Scorpion" содержится в секрете, однако Джон Уолкер, наиболее известный агент советской разведки в ВМС Военно-морские силы США, передал советской стороне коды, необходимые для того, чтобы проследить действия американской субмарины до самого момента гибели. Советские моряки имели возможность контролировать радиообмен со "Scorpion", включая шифрованные сообщения, посылаемые в ходе выполнения разведывательного задания
  • Немногие посвященные в истину советские адмиралы вступили в контакт с высшими должностными лицами ВМС Военно-морские силы США, после чего Соединенные Штаты и Советский Союз пришли к договоренности никогда не раскрывать детали гибели "Scorpion" и советской ракетной подводной лодки K-129, затонувшей в Tихом океане двумя месяцами ранее. Обнародование всех фактов, как они посчитали, могло бы серьезно осложнить американо-советские отношения. Адмирал, бывший старшим адмиралом в Пентагоне во время гибели "Scorpion", заявил в недавнем интервью, что ЦРУ выражало опасения, что субмарина, возможно, подвергалась опасности, что основывалось на перехвате радиообмена Советскоких военно-морских кораблей в Атлантике. " Имелся некоторый анализ связи ….свидетельствующий, что "Scorpion" был обнаружен советским соединением, они искали субмарину, и очевидно они напали на ее след… " заявил отставной вице-адмирал Филипп Бешани ( Vice Adm. Philip Beshany ). " Имелись некоторые предположения, что они не только проследили за субмариной, но и атаковали ее. "

    Бешани в то время был штабным офицером, отвечавшим за программы подводной войны и имел доступ к наиболее секретным разведывательным данным. Однако, в своих воспоминания Бешани отметил, что разведка так никогда и не получила данных, подтверждающих нападение. Имеется свидетельство, которое косвенно поддерживает утверждение Бешани, что американское разведывательное сообщество рассматривало возможность конфронтации между "Scorpion" и Советскими военными кораблями. Командование ВМС Военно-морские силы организовало тайные поиски субмарины уже через 24 часа после ее гибели, заявили корреспонденту “Пост- Интеллидженсер” некоторые из вышедших в отставку адмиралов. Поиск был настолько засекречен, что остальные подразделения ВМС Военно-морские силы, и даже Морская Следственная комиссия, которая исследовала аварию позже, в 1968 году, не были извещены относительно этого. Друзья и родственники команды "Scorpion" вообще ни о чем не знали; они все еще предполагали, что субмарина возвращается в базу…

    Самый большой секрет, однако, принадлежал Советской стороне.

    Никто в ВМС Военно-морские силы США - включая высших офицеров, пославших "Scorpion" на разведывательное задание - не знал в то время, насколько глубоко советская разведка проникла в секреты США. Коды подводной связи, благодаря варрэнт-офицеру флота Уолкеру ( Warrant Officer Walker ), с которым связан самый громкий шпионский скандал в истории ВМС Военно-морские силы США, возможно сыграли свою роль в трагедии "Scorpion". Торп отказался комментировать возможную связь между Уолкером и аварией "Scorpion".

    Комиссия описала советское присутствие как неопределенные гидроакустические исследования, выполняемые двумя научно-исследовательскими судами и судном-спасателем подводных лодок в составе группы других кораблей. Выводы подразумевали, что советское соединение скорее проводило изучение звуковых эффектов в океанской среде, чем выполняло военное задание. Однако Бешани, руководивший в то время подводной войной, заявил в своем недавнем интервью, что должностные лица Пентагона были осведомлены о том, что Советы отрабатывали способы поддержания высокой автономности военных кораблей и субмарин в условиях осутствия доступа к иностранным морским портам.

    Представители ВМС Военно-морские силы заявили еще в 1968 году, что вице-адмирал Шад 20 мая передал сообщение командиру "Scorpion", которое указывало курс и скорость хода для возвращения субмарины на базу сразу же после окончания выполнения задания.Также в 1968 году должностные лица ВМС Военно-морские силы сообщили, что только после 03.00 утра 22 мая - в день гибели "Scorpion" - командор Слаттери передал Шаду ответное сообщение о том, что "Scorpion" прибудет в Норфолк 27 мая в 01.00 пополудни. Позже, в том же 1968 году, после того, как стало известно, что субмарина находилась на выполнении " задания высшей классификации " прежде, чем погибла, должностные лица ВМС Военно-морские силы сообщили, что Слаттери доложил об окончании задания и возвращении домой. Текстам обоих сообщений был присвоен гриф "совершенно секретно". Но было ли задание "Scorpion" закончено в действительности ?

    Один из офицеров ВМС Военно-морские силы занимает ключевое положение в противоречии официальному заявлению ВМС Военно-морские силы, сделанному в 1968 году о том, что субмарина не находилась в непосредственном контакте с советскими кораблями в момент гибели. Лейтенант Джон Роджерс ( Lt. John Rogers ), офицер связи из штаб-квартиры подводных сил в Атлантике, служивший в Норфолке в 1968, был дежурным офицером в ту ночь, когда было получено сообщение Слаттери. Роджерс в 1986 году дал интервью журналисту Питу Эрли, в котором заявил, что сообщение Слаттери фактически содержало скорее рапорт о том, что за "Scorpion" начинают слежение советские корабли, чем сообщение о завершении задания. Роджерс умер в 1995 году, но его вдова, Бернис Роджерс, подтвердила в недавнем интервью, что ее муж сообщил ей о том, что "Scorpion" исчез при фактическом выполнении задания по слежению за советским соединением." Мой муж был дежурным офицером в Центре связи подводных сил в ту ночь, когда пришло сообщение от Слаттери " - рассказала Бернис Роджерс - " Он знал то, что происходило. Мы говорили относительно этого с тех пор. "

    Известно только то, что через пятнадцать часов после отправки заключительного сообщения, "Scorpion" взорвался в 06:44 пополудни и затонул на глубине свыше 2 миль приблизительно в 400 милях к юго-западу от Азорских островов. Что произошло со "Scorpion"? В течении почти трех десятилетий командование ВМС Военно-морские силы продолжало заявлять, что не представляется возможным идентифицировать "некоторые причины" потери "Scorpion" и отказывалось опубликовать заключение Следственной комиссии, ссылаясь на напряженность “холодной войны”. Комиссия в составе семи высокопоставленных военно-морских чиновников проводила слушания в течение лета и до конца осени 1968 года и в январе 1969 года завершило отчет, который сохранялся секретным в течение 24 лет.

    В начале 1993 года ВМС Военно-морские силы рассекретили большинство заключений комиссии. Возглавлявший комиссию вице-адмирал Бернард Остин ( Vice Adm. Bernard Austin ) заключил, что наиболее убедительными и вероятными являются доказательства, указывающие на неисправность торпеды "Scorpion", которая совершила циркуляцию и взорвалась рядом с корпусом субмарины. Заключение комиссии основано частично на показаниях, указывающих на схожий случай, имевший место со "Scorpion" в 1967 году с невооруженной учебной торпедой, которая внезапно запустилась и была должна быть выброшена за борт. В качестве доказательств были рассмотрены фотографии места крушения, аудиозаписи катастрофы, а также детально изученные бумажные документы, включая документы и отчеты, отправленные с борта "Scorpion" почтой в течение первоначальной части операции в Средиземном море. В заключительном отчете из 1354 страниц, Следственная комиссия отклонила две альтернативных версии гибели "Scorpion" - утверждение вице-адмирала Шада и его сотрудников о том, что неустановленная техническая авария вызвала цепочку событий, приведших к массовому поступлению воды внутрь субмарины, и версию о том, что гибель "Scorpion" вызвана взрывом на борту субмарины. Комиссия также сделала заключение, что исключается возможность гибели "Scorpion" в результате действий противника.

    В 1970 году другая комиссия ВМС Военно-морские силы завершила другой секретный отчет, который отрицал заключение Следственной комиссии. Вместо версии о случайном взрыве торпеды, новая группа предположила, что механическая авария вызвала неустранимое поступление воды. Этот отчет приводил большую часть доказательств и предположение о внутреннем взрыве аккумуляторной батареи, приведшем к поступлению воды внутрь прочного корпуса и затоплению субмарины. Однако, два старших офицера ВМС Военно-морские силы, принимавших участие в первоначальном расследовании катастрофы "Scorpion" летом 1968 года, сообщили "Пост-Интеллидженсер", что заключение Следственной комиссии о случайном ударе торпеды остается наиболее реалистичной реконструкцией, что подтверждается имеющимися акустическими записями момента аварии.

    Записи , полученные на трех расположенных в Атлантике гидроакустических станциях - одна на Канарских островах и две поблизости от Ньюфауленда - зафиксировали одиночный резкий звук ( шум ), затем после 91 секунды тишины, последовал ряд быстро чередующихся звуков, соответствующих звуку разрушения отсеков корпуса и цистерн субмарины от давления воды. Джон Крейвен ( John Craven ), бывший в то время в ВМФ Военно-морской флот главным гражданским специалистом и экспертом по подводным технологиям, который руководил командой, обнаружившей обломки "Scorpion", сказал, что данные акустики практически подтверждают, что взрыв ( одной из ) торпед (а не разрушение корпуса из-за проникновения воды) потопил "Scorpion", убив в нем 99 человек. "Как только корпус начинает сдавливаться, остальные отсеки также сразу следуют за ним, резко сжимаясь," - сказал Крейвен. "Никоим образом нельзя добиться того, чтобы корпус смялся, а затем наступила 91 секунда тишины, в ходе которой остальные части корпуса решают, а не попробовать им удержаться вместе."

    Отставной адмирал Бернард Клэри ( Adm. Bernard Clarey ), бывший в 1968 командующим подводными силами ВМС Военно-морские силы, также отклонил версию взрыва аккумуляторной батареи. Такая авария не могла бы сгенерировать выделяющуюся и акустическую энергию, зафиксированную на записях гидроакустических станций, заявил он корреспонденту "Пост - Интеллидженсер". И Крейвен и Клэри сказали в интервью, что доказательство поддерживает теорию о том, что одна из собственных торпед "Scorpion" взорвалась внутри корпуса.

    В то время как среди американских подводников все эти годы ходили слухи о том, что "Scorpion" был подкараулен и потоплен советской подлодкой, никаких доказательств преднамеренного нападения не появилось. В заключении ВМС Военно-морские силы, сделанном после исследований в 1968 году говорится о том, что не имеется никаких доказательств каких-либо приготовлений СССР к военным действиям или кризисной ситуации, как могло ожидаться в случае предумышленного нападения на "Scorpion". Отчет Следственной комиссии умалчивал о том, могла ли субмарина затонуть после случайного столкновения. В то же время Торп, пресс-секретарь ВМС Военно-морские силы, заявил, что комиссией установлено, что "Scorpion" был на удалении 200 миль от советских кораблей в то время, когда произошла катастрофа.

    Гибель "Scorpion" до сих пор остается тайной для семей и друзей членов его команды.

    Последние секунды "Scorpion" ( основано на гидроаккустической записи катастрофы "Scorpion", сделанной станцией СОСУС на Канарских Островах. Источник: Дополнительная запись слушаний Следственной комиссии главнокомандующего Атлантическим флотом ВМС Военно-морские силы США )

    18:59:35 - 1. Взрыв боеголовки торпеды с левого борта в середине субмарины вызывает стремительное затопление центрального поста и других отсеков в средней части подводной лодки. 2. Вода через переходной туннель поступает в реакторный и машинный отсеки.

    19:01:06 - 3. Разрушилась переборка торпедного отсека, вызвав стремительное затопление.

    19:01:10 - 4. Кормовая переборка машинного отсека разрушается , 85-футовая кормовая секция субмарины последовательно разрушается в направлении отсека дополнительных механизмов и реакторного отсека.

    SSN Submarine, nuclear-powered (атомная подводная лодка).590 Sculpin1961/1989

    SSN Submarine, nuclear-powered (атомная подводная лодка).591 Shark1961/1990

    SSN Submarine, nuclear-powered (атомная подводная лодка).592 Snook1961/1986

    SSN Submarine, nuclear-powered (атомная подводная лодка).588 Scamp1961/1988

    версия для печати
    Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.