Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиПодводные лодкиМногоцелевые ПЛРоссияVictor I
ПроектКорабли (15)(7)(1) (2)
К-381967/1992

В 1979 г., во время очередного обострения советско-американских отношений, "К-38" и "К-481" осуществляли несение боевой службы в Персидском заливе, где в тот период находилось до 50 кораблей ВМС Военно-морские силы США. Плавание проходило в чрезвычайно сложных условиях (температура воды у поверхности достигала 40°). По воспоминаниям участника похода А. Н. Шпортько (командира К-481), в энергоотсеках лодок воздух нагревался до 60 — 70°, а в жилых помещениях — до 40—50°. Кондиционеры работали на полную мощность, но техника (спроектированная для использования преимущественно в северных широтах) не справлялась: холодильные машины начинали нормально работать только на глубине 60 м, где температура забортной воды понижалась до 10-15°.

Лодки имели по два сменных экипажа, размещавшихся на плавбазе «Березина», стоявшей в Аденском заливе или у острова Сокотра. Поход продолжался шесть месяцев и прошел в целом весьма удачно. По мнению А. Н. Шпортько, советские АПЛ Атомная подводная лодка действовали в Персидском заливе весьма скрытно: если ВМС Военно-морские силы США их кратковременно и обнаруживали, то не могли правильно классифицировать, а тем более организовать преследование. Впоследствии эти выводы были подтверждены и данными разведки. В то же время слежение за американскими кораблями осуществлялось на дальности применения ракетного и ракетно-торпедного оружия: в случае получения соответствующего приказа они были бы с вероятностью, близкой к 100%, отправлены на дно.

К-3691968/1994

К-1471968/1996

"К-147", оборудованная новейшей, не имеющей мировых аналогов системой слежения за АЛЛ противника по кильватерному следу, 29 мая — 1 июля 1985 г. под командованием капитана 2 ранга В. В. Никитина приняла участие в учениях подводных сил Северного флота «Апорт», в ходе которых выполнила шестисуточное непрерывное слежение за американской ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Simon Bolivar , пользуясь акустическими и неакустическими средствами.

К-531969/1994

18 сентября советский атомоход "К-53" начал форсирование Гибралтарского пролива в подводном положении на глубине 60 метров, что было оптимальным для Атлантики, но не для Средиземного моря, где другой тип гидрологии. В 19 часов 45 минут было уточнено место атомохода и командир принял решение всплывать для проведения сеанса связи в 1 час 15 минут. После окончания форсирования пролива он передал управление старшему помощнику, который самостоятельно в 0 часов 49 минут изменил курс и подвсплыл на глубину 40 метров. Он мотивировал это необходимостью улучшить прослушивание затемненных кормовых углов субмарины. В 0 часов 58 минут на ГКП прибыл командир, но в обстановку не вник и в 01 час 17 минут "К-53" всплыла в надводное положение. Командир не увидел огней маяков Альмина и Европа, засомневался в месте и все свое внимание сосредоточил на уточнении координат места лодки.

Только в 01 час 33 минуты были случайно обнаружены огни гражданского судна по правому борту, их увидел штурман после шестиминутного поиска звезд для обсервации. В этот же момент с мостика доложили о сильном шуме по пеленгу 260°. Команда на "срочное погружение" не могла помочь уклониться от столкновения и в 01 час 34 минуты "К-53" получила сильный удар в носовой части корпуса. Советское транспортное судно "Братство", принадлежавшее Черноморскому пароходству, на четырнадцатиузловой скорости таранило погружающуюся лодку. В результате столкновения субмарина получила повреждения носовой части легкого корпуса, где была сорвана обшивка, разбит обтекатель гидролокатора и повреждены антенны гидроакустической станции, щиты торпедных аппаратов и другие устройства. "К-53" была вынуждена всплыть и в сопровождении прибывшей плавмастерской "ПМ-24" прибыла на советскую военно-морскую базу.

К-3061969/1995

К-32350 лет СССР1970/1995

В сентябре—октябре 1971 г. К-38 и "50 лет СССР" совершили автономный подледный поход в Арктику.

К-3701970/1995

К-4381971/1995

К-3671971/1995

К-3141972/1989

В начале марта 1984 года в Японское море зашла авианосная ударная группа ВМС Военно-морские силы США в составе авианосца Kitty Hawk и семи боевых кораблей охранения для проведения плановых учений с высадкой десанта на побережье Южной Кореи. Для наблюдения за американцами в море вышли АПЛ Атомная подводная лодка "К-314" и БПК Большой противолодочный корабль «Владивосток». Командовал К-314 капитан 1-го ранга Евсеенко, поход обеспечивал командир дивизии капитан 1-го ранга Белоусов. В течение нескольких дней (по сообщениям американской прессы) корабли эскорта неоднократно обнаруживали "К-314" и после пятнадцатикратной имитации ее уничтожения - намеренно оторвались от подводной лодки.

Для этого авианосец зашел в территориальные воды Южной Кореи. "К-314" оставалась вне территориальных вод и, потеряв контакт с авианосцем, вела его поиск. Глубина поиска была выбрана неверно, без учета условий гидрологии моря, позволявших вести оптимальный поиск надводных кораблей с глубины в 40 метров. При этой глубине авианосец был бы уверенно обнаружен на дистанции более 150 км.

25 марта волнение моря на поверхности достигало двух баллов, видимость - ночная, полная. Начало движения авианосца Kitty Hawk подводная лодка "К-314", находившаяся на глубине 9 метров, зафиксировать не сумела. Командир "К-314" обнаружил группу кораблей эскорта около 22 часов 50 минут и вел визуальное наблюдение за ними через перископ. К этому моменту подводная лодка находилась около авианосца, следовавшего с выключенными ходовыми огнями, в дистанции около 9-10 кабельтовых. АВМ Kitty Hawk следовал курсом 160° со скоростью 16 узлов. Советский атомоход находился впереди авианосца и не обнаружив его, в 23 часа 00 минут резко изменил курс (250°). Через 3 минуты, "К-314" попала под таранный удар авианосца. Kitty Hawk ударил подводную лодку в кормовую часть с правого борта и получил небольшую подводную пробоину в районе самолетного бензобака с правого борта. Авианосец продолжал следовать по курсу, а поврежденная субмарина была вынуждена экстренно всплыть.

Лодка получила в результате скользящего удара легкие повреждения рубки и легкого корпуса, на ней был смят правый горизонтальный стабилизатор, заклинен правый гребной вал и разбита мортира гребного вала с гребным винтом. Лодка потеряла ход и беспомощно дрейфовала на поверхности.

Через несколько часов к ней на помощь прибыл большой противолодочный корабль "Петропавловск" и позже лодка была отбуксирована спасательным судном во Владивосток для ремонта.

К-3981972/1995

К-4541973/1989

К-4621973/1996

17 февраля 1977 года атомоход "К-462" выполнял учебные задачи севернее полуострова Рыбачий, определяя радиодевиацию, по боевой готовности № 2. Радиолокационная станция была не в строю и наблюдение велось через перископ и с помощью гидроакустики, но тракт миноискания "Эхо" не использовался. В районе полигона боевой подготовки находилось не менее 6 рыболовных судов. Гидроакустики на лодке не смогли точно классифицировать обнаруженные цели и доклады от них на ГКП лодки не поступали, а командир маневрировал "на глаз". Около 20.00 командир лодки принял непродуманное и опасное решение уйти а свободную часть полигона на перископной глубине курсом 40° со скоростью б узлов. Завершив циркуляцию вправо, командир наблюдал в перископ малую цель, идущую на пересечение курса лодки. В 20 часов 36 минут командир оставил у перископа штурмана лодки и занялся расчетами. Через шесть минут штурман внезапно обнаружил опасный поворот цели на лодку и доложил командиру. На атомоходе начали маневр уклонения влево, но принятые меры запоздали. В 20 часов 46 минут "К-462" получила сильный удар по выдвижным устройствам, вследствие чего были разбиты перископы и повреждены антенные устройства.

К-4691974/1996

В январе 1974 г. начался уникальный 107-суточный переход двух атомоходов 670-го проекта и "К-469". Маршрут проходил по Атлантике (до мыса Доброй Надежды), Индийскому и Тихому океанам. После прохода Фареро-Исландского противолодочного рубежа лодки двигались в тактической группе (один корабль шел на глубине 100, а другой — 150 м). Периодически они обменивались позывными по УЗПС, находясь друг от друга на расстоянии устойчивой звукоподводной связи. Фактически это был первый опыт столь продолжительного следования АПЛ Атомная подводная лодка в составе тактической группы. 10—25 марта лодки совершили заход в порт Бербера (Сома-ли), где их экипажи получили короткий отдых. 29 марта, в ходе несения боевой службы, они имели кратковременный контакт с американскими надводными противолодочными кораблями и оторвались от них, уйдя на большую глубину. 13 апреля, после завершения боевой службы в заданных районах Индийского океана, лодки в надводном положении, лидируемые судном обеспечения «Башкирия», направились к Малаккскому проливу.

За отрядом советских кораблей осуществляли почти непрерывное слежение американские базовые патрульные самолеты Локхид Р-3 «Орион», базировавшиеся на атолле Диего-Гарсия. В Малаккском проливе, куда корабли вошли 17 апреля, американская «опека» стала еще более плотной: к «Орионам» присоединились многочисленные противолодочные вертолеты. 20 апреля на борту "К-469" из-за повышенной влажности загорелся один из узлов ГАС Гидро-аккустическая станция «Рубин». Однако усилиями экипажа пожар был быстро ликвидирован. 25 апреля корабли прошли проливную зону и, оторвавшись от наблюдения, ушли на глубину.

6 мая АПЛ Атомная подводная лодка В. П. Гонтарева вошла в Ава-чинскую губу. 7 мая к ней присоединился и второй атомоход.

В январе 1976 г. K-171 и "К-469", выполнявшая функции охранения, совершили переход с Сф на ТОФ Тихоокеанский флот. Через Атлантический океан корабли шли на удалении всего 18 кабельтовых друг от друга. Пролив Дрейка миновали на различной глубине, постоянно поддерживая связь по УЗПС. После пересечения экватора лодки разошлись и следовали на Камчатку (куда прибыли в марте) каждая по собственному маршруту. В течение 80 суток было пройдено 21 754 мили, причем за весь переход "К-469" лишь один раз (в районе Антарктиды) всплывала на перископную глубину.

К-4811974/1993

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.