Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиПодводные лодкиРакетные ПЛРоссияHotel I/II
ПроектКорабли (8)(4)(3)  
K-191960/1991

12 апреля 1961, в районе Баренцова моря, "K-19" едва не столкнулась c Nautilius. После маневра уклонения "K-19" резко пошла ко дну и ударилось носом о грунт. К счастью ничего не взорвалось.


4 июля 1961 года, под командованием капитана 2 ранга Николая Затеева, "K-19" пробиралась Датским проливом - продолжались учения "Полярный круг". ЧП случилось ранним утром недалеко от норвежского острова Ян-Майен. В 4.07 вахтенный сообщил: в первом реакторе падает давление охлаждающей жидкости. Чем грозит подлодке эта внезапная авария, на борту понимал каждый. Если расплавятся урановые тепловыделяющие элементы (ТВЭлы), произойдет атомный взрыв. Взлетит на воздух не только подлодка с ракетами и торпедами, но и ближайшая американская военно-морская база на острове Ян-Майен.

Как охладить раскаленный реактор и оградить подлодку от взрыва, решали на свой страх и риск. Единственный выход - отвести тепло, выделяемое ТВЭлами, путем перекачки активной зоны водой.

Раскаленный реактор усмиряли тремя группами - по 2-3 человека в каждой. Единственное средство защиты - армейский противогаз, - и то пришлось стащить с головы: радиоактивный пар заволакивал стекла.

Командир "K-19" принял решение следовать обратным курсом на сближение с кораблями в районе учений. Вскоре на сигнал о бедствии откликнулись две наши дизельные подлодки. Первыми на борт перенесли переоблученных. Остальные матросы покидали родную "K-19"в чем мать родила. Последним лодку покинул командир. "K-19" притащили к родным берегам на буксире.

Облученных подводников отправили в Московский институт биофизики. Восемь из них умерли через несколько дней. Хоронили в тайне от родных, могилы обнаружили позднее, и то случайно - один из сослуживцев хоронил там своего родственника, вот и наткнулся на грубые железные памятники с именами погибших. Менее облученных вначале поместили в госпитале поселка Полярный, а потом перевели в Военно-медицинскую академию имени Кирова в Ленинград.

Когда академик Александров (он возглавлял правительственную комиссию) с борта эсминца измерил радиационное поле возле подлодки, то ахнул: как это при таком облучении экипаж не только сам выжил, но и спас атомоход от катастрофы. Александров доложил Хрущеву: подводники совершили настоящий подвиг. О нем "забыли" на 37 лет: награды за спасение "K-19" вручили только недавно.

К-19 получила у моряков зловещее прозвище “Хиросима” и репутацию несчастного корабля. В ходе ремонта лодки были заменены оба реактора, и сегодня они покоятся на дне бухты Абросимова у Новой Земли. Ядерное топливо из них не выгружено, так что через много десятков лет “Хиросима” еще может дать о себе знать.


15 ноября 1969 г. «K-19» столкнулась в Баренцевом море (на траверзе мыса Териберский) с американской АПЛ Атомная подводная лодка Gato, пытавшейся осуществлять скрытное слежение за советским атомоходом. Оба корабля получили повреждения.


24 февраля 1972 г. северо-восточнее Ньюфаундленда на борту «K-19» вспыхнул пожар, унесший жизни 28 человек. Очередной ремонт «невезучей» лодки было решено превратить в эксперимент по определению мобилизационных возможностей судоремонтной промышленности: СРЗ Судоремонтный завод «Звездочка» (г. Северодвинск) удалось завершить работы менее чем за пять месяцев. Отремонтированную К-19 принимал прежний экипаж, недавно переживший катастрофу и для перехода в Гаджиево «разбавленный» моряками с других однотипных кораблей. Таким довольно жестоким способом были проверены и морально-психологические возможности советских подводников.

Возвращение «K-19» в Гаджиево вновь ознаменовалось чрезвычайным происшествием: при входе в губу Сайда на борту корабля вновь вспыхнул сильный пожар — от работы дизеля воспламенились сверхнормативные запасы ГСМ и краски, вывезенные с судоремонтного завода и припрятанные в ограждении рубки. Действиями экипажа и портовых служб пожар был ликвидирован, жертв не было. Наблюдая дымящийся атомоход, окруженный пожарными судами и буксирами, моряки на гаджиевских пирсах понимающе переглядывались: «Хиросима» вернулась...»


В 2003 году "K-19" начали разделывать на металл. Ниже приводится открытое письмо опубликованное 14 августа 2003 в газете "Комсомольская Правда".

Президенту Российской Федерации, Верховному Главнокомандующему Вооруженных сил РФ В. В. Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

В эти дни в Полярном начинается утилизация первого в СССР подводного атомного ракетоносца "K-19". От имени членов первого экипажа "K-19" просим Вас остановить утилизацию легендарного корабля и возложить на него новую задачу - послужить делу мира, стать памятником «холодной» войны. Такой памятник будет ярким напоминанием человечеству о страшном ядерном противостоянии, в котором оно находилось в XX веке, когда мир висел на волоске.

Мир еще не придумал памятника «холодной» войне, который мог бы стать универсальным для всего человечества. АПЛ Атомная подводная лодка "K-19", экипаж которой в июле 1961 года ценой жизни своих товарищей предотвратил тепловой взрыв у берегов США и всемирную экологическую катастрофу, - именно такой памятник. Об этом событии Голливуд снял фильм, и история "K-19" стала достоянием человечества. Превращать ее теперь в груду бросового металла было бы преступлением.

Владимир Владимирович, мы уверены, что Вам, как сыну подводника, военному человеку, идея по сохранению "K-19" близка и понятна. Но как Президент великой страны только Вы имеете возможность обратиться к политикам всего мира с поддержкой нашей инициативы по созданию памятника «холодной» войны, вовлечь в это благородное дело всех, кому дорога судьба планеты. Подводники Вам в этом помогут. Они всегда были и есть на острие мирового противостояния, и то, что инициатива этой мирной акции исходит от них, найдет отголосок и в сердцах подводников некогда враждующих флотов, и простых людей всех стран, мечтающих о счастье и безоблачном небе для своих детей.

Члены экипажа "K-19" 1961 года, участники аварии:

В. Стрелец, Ю. Филин, А. Иванов, А. Перстенев, Н. Карпюк, Б. Кузьмин, Л. Сологуб, Е. Котлов, В. Кондратов, Ю. Мухин, Н. Глушенков.

Командиры "K-19" в семидесятые - девяностые годы:

Ю. Бекетов, О. Адамов, В. Ваганов, Э. Ковалев.

Главы администрации гг. Полярный и Снежногорск:

Ю. Юрлин и В. Черепов.

K-331961/1990

K-551962/1990

"K-55" на судоремонтном заводе в Большом Камне (Приморье) в 1970-х гг. была переоборудована в торпедную АПЛ Атомная подводная лодка проекта 658Т. В 1977 г. подверглась переоборудованию по проекту 658У (КС), ее трансформировали в корабль связи. При этом торпедное вооружение было сохранено, однако торпедный боекомплект уменьшен.

K-1781962/1990

"K-178" на судоремонтном заводе в Большом Камне (Приморье) в 1970-х гг. была переоборудована в торпедную АПЛ Атомная подводная лодка проекта 658Т. В 1977 г. подверглась переоборудованию по проекту 658У (КС), ее трансформировали в корабль связи. При этом торпедное вооружение было сохранено, однако торпедный боекомплект уменьшен.

K-401962/1990

K-161963/1990

K-1451963/1990

В 1969 — 1970 гг. "K-145" была модернизирована по проекту 701, превратившись фактически в новый корабль. В ходе модернизации на ней смонтировали шесть пусковых установок 4С-75-1. Несмотря на то, что уже к концу марта 1971 года лодка закончила заводские испытания, пусков ракет не производилось, так как наземные испытания были завершены лишь в ноябре того же года. Первый пуск с лодки состоялся 25 декабря 1971 года. Так как Белое море было покрыто льдом, пуск производился из надводного положения. Во время пятого пуска произошел взрыв ракеты при выходе из шахты. Лодка получила повреждения ушла на ремонт на Северное Машиностроительное предприятие, где и находилась до 3 августа 1972 года. 21 августа того же года был осуществлён шестой пуск. Он и как все последующие, в том числе залповые прошел успешно. Данный этап испытаний завершился 28 ноября 1972 года, всего было произведено 13 пусков.

K-1491964/1990

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.