Авианосцы типа Essex разрабатывались и модернизировались с учетом опыта второй мировой войны, но полностью реализовать его не удалось, так как требовалось значительное увеличение водоизмещения. Поэтому, в конце войны, заложили шесть новых больших авианосцев типа "Midway" с усиленным горизонтальным и вертикальным бронированием и усовершенствованной подводкой защитой. Эти корабли принимали на борт до 137 сравнительно тяжелых самолетов и развивали высокую скорость хода — и это при полном водоизмещении 60 тыс. т — почти вдвое большем, чем у Essex. Но ни один из них не вступил в строй до окончания войны, а когда боевые действия закончились, из шести кораблей достроили только три.
Авианосцы типа "Midway" — удостаивались крайне неоднозначных (зачастую - прямо противоположных) оценок.
Дело в том, что увеличение численности базировавшейся на корабле авиагруппы не дало никакого преимущества. Хотя ширина полетной палубы "Midway" теоретически позволяла одновременно (крылом к крылу) взлетать и садиться двум истребителям, это никогда не практиковалось, так как было очень небезопасно. В результате взлет всех имевшихся на корабле самолетов (136 машин) при 30-секундных интервалах занимал более часа. То же самое происходило с посадкой. Самолеты бессмысленно тратили горючее, ожидая сбора всей авиагруппы и очереди на посадку. Поэтому использование всех самолетов одновременно выглядело нецелесообразным. Из этого следует, что численность авиагруппы на "Midway" была менее рациональной, чем на Essex.
Таким образом, если не принимать в расчет некоторого усиления зенитного вооружения и системы ПТЗ, единственным принципиальным достоинством "Midway", по сравнению с предшественниками, стало наличие броневой полетной палубы как на Illustrious. Но за это пришлось дорого заплатить: водоизмещение выросло чуть ли не вдвое, что помимо возросшей цены корабля привело к резкому снижению его тактической мобильности из-за невозможности прохода Панамским каналом.
Но самое главное заключалось даже не в этом. Авианосцы типа Essex по праву считались лучшими авианосцами Второй мировой войны благодаря своевременности своего появления. А вот "Midway", вступив в строй через 2,5 года, оказался кораблем абсолютно несвоевременным: он появился слишком поздно, чтобы принять участие в войне, и слишком рано, чтобы в его конструкции могли быть учтены грядущие революционные изменения в области авиации. Авианосец мгновенно устарел, став если и не худшим представителем своего класса, то наверняка самым бесполезным.
Но вот что парадоксально: со временем оценка "Midway" существенно изменилась. Его размеры, казавшиеся современникам «чрезмерными», пришлись очень кстати при превращении корабля в носитель реактивных самолетов. Эффективность Essex в этом качестве была куда ниже - собственно говоря, их модернизация стала вынужденной мерой, так как США не могли себе позволить строить новые авианосцы в том количестве, в каком хотелось бы адмиралам из Пентагона. К началу 60-х годов возможности усовершенствования кораблей типа Essex оказались полностью исчерпанными. F-8 «Крусейдер» и А-4 «Скайхок» были последними ударными самолетами, которые могли базироваться на их палубах, в то время как "Midway" впоследствии получили более мощные А-6 «Интрудер» и F-18 «Хорнет». В итоге корабли типа "Midway", несмотря на высокую стоимость перестройки и все возрастающую перегрузку, находились в боевом строю примерно на два десятилетия дольше, чем их предшественники.