Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиБронированные кораблиМониторыРоссияNovgorod
ПроектКорабли (2)(7)  
СтранаРоссия
ТипМонитор
Общие характеристики
Длина (м):30,8
Ширина (м):30,8
Водоизмещение (тонн):2491
Скорость (узлов):6
Запас хода (миль):480
Осадка (м):3,5
Экипаж:150
Вооружениe
Орудия:2 280 мм
2 37 мм

Еще в 1863 году в Морском министерстве поднимался вопрос о постройке на юге России окованных броней плотов, плавучих батарей и мониторов для защиты входов в Азовское море и в Днепро-Бугский лиман. Но тогда по политическим соображениям и из-за отсутствия на юге судостроительной базы от этой идеи отказались. Вновь возвратились к этому вопросу только в 1869 году. Особое совещание из лиц военного и морского ведомств и Министерства финансов пришло к выводу о необходимости безотлагательной постройки на юге России броненосных кораблей для защиты побережья Черного моря. При этом Военное министерство поставило три условия, которым должны были удовлетворять эти корабли:

  • по условиям местности они не должны сидеть глубже 12 или 14 футов (3,7-4,3 м);
  • должны иметь большую толщину брони, чем существовавшие тогда иностранные броненосцы;
  • должны носить наибольший калибр крепостных орудий, то есть не меньше 11 - дюймовых нарезных стальных пушек.
  • Все эти условия были рассмотрены Кораблестроительным отделением Морского технического комитета. Но ни один из существовавших в то время типов броненосных судов как Российского флота, так и иностранных флотов не удовлетворял этим условиям: крупная артиллерия и сильное бронирование могли быть установлены только на судах больших размеров и осадки. Выход из этого трудного положения давал проект свиты его величества контр-адмирала А. А. Попова, предложившего строительство круглых судов. Такая форма давала возможность судну при весьма малой осадке нести самую толстую броню и артиллерию из орудий наибольшего калибра, что было немыслимо для кораблей существовавших конструкций. Некоторые авторитеты морской науки высказывали сомнения в мореходных качествах броненосцев столь необычной формы. Они считали, что "поповки" (такое наименование суда получили официально) будут плохо держаться на волнении, обладать рыскливостью и что в их внутренних помещениях невозможна хорошая вентиляция. Чтобы отмести эти возражения, решили провести эксперимент с круглыми шлюпками диаметром 3,7 и 7,3 м. Когда опыты с круглыми шлюпками рассеяли все сомнения, 12 октября 1870 года последовало высочайшее повеление строить броненосные корабли по типу "поповок" для обороны Керченского пролива и Днепро-Буг-ского лимана.

    Почти одновременно с высочайшим повелением о постройке "поповок" последовала официальная отмена некоторых статей Парижского трактата, запрещавших военное судостроение на Черном море. В связи с этим в Морском министерстве сразу же возник вопрос: следует ли на первое время ограничиться постройкой "поповок" или же немедленно приступить к строительству ставшего уже традиционным броненосного флота. Остановились на "поповках". Слишком слабая судостроительная база не позволяла реализовать большую программу.

    Критики, а точнее, завистники славы Попова-кораблестроителя обвиняли Морское министерство в выброшенных на ветер деньгах. Они, видимо, забыли, для чего предусматривались эти суда, и хотели видеть в них мореходные броненосцы. Они же строились как плавбатареи и вполне соответствовали своему назначению. Сошлемся на отзыв начальника Приморской обороны Одессы контр-адмирала Чихачева, который II августа 1877 года писал: "На основании заключений особой комиссии, а равно и на личном моем ознакомлении со свойствами "поповок" во время пребывания их в Одессе и плавания под моим флагом в Очаков 25 июня, затем к Килийскому гирлу Дуная 27-29 июля и, наконец, во время крейсерства к румынской границе 5 и 6 августа 1877 года, я вполне признаю огромную оборонительную силу "поповок", особенно в таких местах, как Одесса, где оборонительная линия растянута на большое расстояние, и их огромные орудия могут удобно переноситься с одного фланга на другой для поддержки атакованных батарей... Выжидательное же положение "поповок", которое они занимают до сих пор, нельзя назвать бездействием, так как "поповки" просто не имели возможности действовать". Так что строились "поповки" не зря. Требованию обороны мелководных Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана они полностью удовлетворяли.

    Наряду с положительными качествами, "поповки" обладали существенными недостатками и поэтому не прижились на флоте, но не надо забывать, что они были первыми на Черном море броненосцами и с них началось возрождение флота на юге страны.

    Оба корабля в 1892 году были переклассифицированы в броненосцы береговой обороны, прослужили до 1903 года, затем их передали Николаевскому порту на длительное хранение и, наконец, исключили из списков флота "по совершенной непригодности к дальнейшей службе". Корпуса этих кораблей пошли на слом почти через десять лет.

    версия для печати
    Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.