Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиБронированные кораблиБроненосцыАнглияKing Edward VII
ПроектКорабли (8)(20)  
King Edward VII1905/1916

Вступил в стро в Девонпорте как флагман Атлантического флота 7.2.1905.

Утром 6 января 1916 года "King Edward VII" отправился из Скапа-Флоу в Белфаст для ремонта. Он шел противолодочным зигзагом со скоростью 15 узлов. В 10.47 корабль находился у северо-западного побережья Шотландии в точке 58°43' с.ш. 4°12' з.д., когда у машинного отделения правого борта в районе 120-го шпангоута произошел сильный подводный взрыв. Командир корабля кэптен МакЛахлен приказал немедленно закрыть все водонепроницаемые двери, но выполнить это распоряжение удалось лишь частично: правое машинное отделение заполнялось водой так быстро, что покинувшая его команда не успела задраить дверь в продольной переборке. В результате в течение нескольких минут оба машинных отделения были затоплены, линкор потерял ход и накренился на 8° на правый борт. Запуском сигнальных ракет удалось привлечь внимание находившегося в пяти милях грузового парохода «Принцесс Мелита», который немедленно поспешил на помощь.

Контрзатоплением отсеков левого борта крен броненосца удалось уменьшить до 3°, а на пароход завели пятидюймовый канат. На всякий случай, пока работали паровые лебедки, командир приказал спустить на воду все шлюпки.

Вскоре к месту происшествия подошли специально высланные из Скапа-Флоу 12 эсминцев, возглавляемые лидером «Кемперфельт». На последнем также удалось закрепить 6,5-дюймовый канат, и в 14.15 лидер и пароход в одной «упряжке» начали буксировку поврежденного корабля. Эсминцы вели интенсивный поиск подводных лодок, поскольку предполагалось, что "King Edward VII" получил торпеду с немецкой лодки.

Но буксировка раненого гиганта оказалась делом непростым. Погода резко ухудшилась — усилилось волнение, ветер достиг силы шесть баллов. На броненосце действовал только ручной привод руля, и удержать его в нужном положении не хватало сил. К тому же началась фильтрация воды в смежные с машинными отделениями отсеки. В частности, затопило расположенные выше броневой палубы угольные бункеры, коридоры подачи боезапаса и погреба кормовых 234-мм орудий. Последние не были водонепроницаемыми — этот дефект выявился еще при обследовании в Розайте, но исправить его собирались лишь во время предстоявшего в Белфасте ремонта. В результате крен "King Edward VII" достиг 15° на правый борт, и по верхней палубе в кормовой части уже гуляли волны. В 14.40 буксирные концы пришлось обрубить, и командир отдал приказ оставить корабль.

Эвакуация экипажа заняла около полутора часов. Первым к подветренному борту броненосца подошел эсминец «Маскетир», затем — «Марн» и «Форчен». Последним на эсминец «Нессус» в 16.10 перешел кэптен МакЛахлен. "King Edward VII" продержался на плаву еще четыре часа, но в 20.10 перевернулся и затонул.

Разыгравшийся шторм вскоре открыл и причину гибели линкора. По сорванным волнами минам удалось установить, что "King Edward VII" подорвался на заграждении, выставленном германским вспомогательным крейсером «Мёве». Мины немцы ставили с довольно большими интервалами, поэтому наткнуться на них было делом случая. По крайней мере, ни броненосец "Africa", прошедший тем же маршрутом за несколько часов до трагедии, ни участвовавшие в спасательных работах корабли не пострадали. А вот "King Edward VII"не повезло. Впрочем, никто из его экипажа не погиб — этот факт скрашивает горечь от потери старого линкора.

Dominion1905/1921

Вступил в строй 15.8.1905 в Портсмуте, включен в состав Атлантического флота.

Во время визита в Канаду 16.8.1906 сел на мель в заливе Св.Лаврентия, получил повреждения корпуса.

Патрульная служба в Северном море в составе 3-й эскадры линкоров Гранд Флита (август — ноябрь 1914).

29.4.1916 переведен в Ширнесс для охраны восточного побережья Англии.

Служил плавучей казармой (май 1918 — май 1919), затем стоял на приколе в Чатаме.

Продан 9.5.1921 компании «Т.Уорд энд Ко», 30.9.1923 отбуксирован в Белфаст для демонтажа оборудования. 28.10.1924 прибыл в Престон для разделки на металл.

Commonwealth1905/1921

Вступил в строй в Портсмуте 14.3.1905, до 9.5.1905 числился в резерве.

11.2.1907 у порта Лагос столкнулся с броненосцем «Альбемарл», получив повреждения обшивки, шпангоутов и переборок.

С 21.8.1918 — учебный корабль в Инвергордоне.

Поставлен на прикол в Портсмуте в феврале 1921 года, 18.11.1921 продан фирме «Слоу Трей­динг» и отбуксирован для разделки на металл в Германию.

Hindustan1905/1921

Вступил в строй в Портсмуте 22.8.1905, служил в составе Атлантического флота (август 1905 —март 1907), Флота Канала (март 1907 — март 1909) и Флота метро­полии (март 1909 — август 1914).

Поставлен на прикол и 9.5.1921 продан фирме «Т.Уорд энд Ко» и отбуксирован в Белфаст для демонтажа оборудования. 14.10.1923 прибыл на разделочную верфь в Престоне.

Zealandia1905/1921

Вступил в строй 11.7.1905 в Девонпорте, зачислен в состав Атлантического флота.

Совершил поход на Средиземное море для блокады побережья Черногории (ноябрь 1912 — июнь 1913).

6.11.1915 ушел на Средиземное море, участвовал в эвакуации войск из Галлиполи и служил в Эгейском море (14.12.1915—30.1.1916), вернулся в Порт­смут 6.2.1916.

20.9.1917 выведен в резерв в Портсмуте; переоборудован в учебно-артиллерийский корабль (январь — сентябрь 1918), но в строй не вводился и поставлен на прикол в Портсмуте. Списан 2.6.1919 и 8.11.1921 продан компании «Стэнли Шипбрейкинг», затем перепродан фирме «Слоу Трейдинг». 23.11.1923 уведен на буксире в Германию для разборки на металл.

Africa1906/1920

Вступил в строй 6.11.1906 в Чатаме и зачислен в состав Атлантического флота. 4.3.1907 переведен во Флот Канала.

23.3.1907 у Портленда столкнулся с пароходом «Ормуз» и получил легкие по­вреждения корпуса.

С марта 1917 входил в состав 9-й эскадры крейсеров. До августа 1917 нес патрульную и конвойную службу в Атлантике между мысом Финистер и островом Мадейра, затем базировался на Сьерра-Леоне и эскортировал конвои вдоль африканского побережья до Кейптауна и обратно.

В октябре 1918 вернулся в Портсмут, с ноября 1918 —в резерве. До марта 1920 служил плавказармой. 30.6.1920 продан фирме «Эллис энд Ко» за 32 825 фн. ст. и разобран на металл в Ньюкасле.

Britannia1906/1918

Вступил в строй 8.9.1906 в Портсмуте, до 2.10.1906 числился в резерве.

14.7.1910 столкнулся с парусным барком «Лох Трул».

26.1.1915 сел на мель в заливе Ферт-оф-Форт, снят с камней через 36 часов. Днище корабля было сильно повреждено, ремонт в Девонпорте.

9.11.1918 торпедирован германской подводной лодкой UB-50 и через 2.5 часа затонул у мыса Трафальгар.

Hibernia1907/1921

Вступил в строй 2.1.1907 как второй флагман Атлантического флота.

В январе 1912 перечислен в состав 3-й дивизии линкоров, в мае 1912 временно оборудован взлетной эстакадой для старта самолетов, участвовал в обеспечении показательных полетов на высочайшем смотре.

С 14.5.1912 — флагман вице-адмирала 3-й эскадры линкоров. Поход на Средиземное море и участие в блокаде Черногории.

С августа 1914 — в составе Гранд Флита, временно передавался Флоту Канала (ноябрь 1914).

После ремонта в Девонпорте (февраль — март 1916) вошел в состав Гранд Флита как флагман вице-адмирала 3-й эскадры линкоров.

В октябре 1917 поставлен на прикол в Чатаме. Списан в июле 1919, продан на слом в ноябре 1921 фирме «Стэнли Шипбрейкинг», затем перепродан фирме «Слоу Трейдинг» и в ноябре 1922 отбуксирован в Германию для разделки на металл.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.