К идее создания специализированного авианосца руководство шведского флота пришло после проведения морских маневров в 1925 году. Первым шагом в этом направлении стала перестройка в авиатранспорт старого броненосца «Dristigheten».
Одновременно с этим началось проектирование авианесущего крейсера "Gotland" строительство, которого было завершено 14 сентября 1933 года. Универсальное назначение корабля наложило отпечаток на его внешний вид: кормовая треть корпуса была отведена под авиацию.
Кран для подъема самолетов размещался в самой корме, а катапульта для запуска - ближе к передней части корпуса. Для транспортировки самолетов от крана к катапульте по платформе проложили специальные рельсовые пути.
Артиллерийское и торпедное вооружение было сконцентрировано в средней части корпуса. Вертикальное бронирование по ватерлинии состояло из 25 мм пояса - обширные размеры корабля "Gotland" не позволяли обеспечить кораблю серьезную железную защиту. Верхняя палуба выполнена из 20 мм стали, которая играла роль дополнительной защиты. В средней части корпуса находились трехтрубные торпедные аппараты.
В состав авиакрыла входили самолеты типа «Hawker Osprey», которые находились на вооружении Швеции до 1943 года.
В период Второй Мировой Войны, из-за опасности атак подводных лодок (советские, а возможно, и германские, ПЛ Подводная лодка иногда атаковали шведские суда, в связи с чем шведское правительство даже предъявило ноту протеста Советскому Союзу) самолеты на "Gotland" не базировались, осуществляя свои полеты с прибрежных баз гидроавиации или с наземных аэродромов. Кроме того, для снижения уязвимости крейсера с него было слито все авиационное топливо.
Впрочем, к 1943 году боевое значение самолетов типа «Hawker Osprey», "Оспреев" было уже невелико. Замена их на более современные гидросамолеты требовала соответствующей замены катапульты на более мощную и переделки остального авиационного оборудования. Учитывая возросшие возможности береговой авиации, крейсер было решено основательно перестроить убрав все авиационное снаряжение и установив на освободившееся место дополнительное зенитное вооружение: четыре Bofors, три спаренных 25-мм и один 20-мм автомат (после чего в некоторых источниках "Gotland" даже стал именоваться крейсером ПВО Противо-воздушная оборона - antiaircraft cruiser).
После войны крейсер до вывода в резерв (1956) служил в качестве учебного корабля. В июле 1960 году "Gotland" был исключен из списков флота и в 1962 продан на слом.
Однако в историю "Gotland" вошел не столько из-за своей универсальности крейсера-авианосца, сколько благодаря случайной встрече 20 мая 1941 года в проливе Каттегат.
18 мая 1941 года немецкий линкор Bismarck и тяжелый крейсер Prinz Eugen вышли из Готенхафена (ныне Гдыня) и направились к балтийским проливам. Начиналась операция "Учения на Рейне" ("Rheinubung"). Пролив Большой Бельт в ночь с 19 на 20 мая эскадре удалось пройти незамеченной. Но вот прохождение через пролив Каттегат осуществлялось уже днем в условиях прекрасной видимости.
В 13.00 немецкие корабли встретили шведский крейсер "Gotland". Крейсер лег на параллельный курс и несколько часов следовал за немецким соединением. Почти сразу после встречи немцы перехватили радиограмму. Командир "Gotland" командор Агрен (Agren) доложил о встрече своему командованию. На траверзе Марстанда "Gotland" отвернул от эскадры адмирала Лютьенса.
Среди шведов имелись люди, относившиеся с большой симпатией к захваченной немцами Норвегии и к англичанам. Одним из них был майор Тернгрен, начальник штаба при главе шведской секретной службы. Радиограмма, переданная с борта "Готланда", попалась на глаза Тернгрену, который решил немедленно ознакомить с ее содержанием норвежского военного атташе полковника Рошера Лунда. А вскоре и английский военно-морской атташе в Швеции Генри Денхем, получил информацию от Лунда (последний рассматривал донесение «Готланда» как обычное сообщение и упомянул о нем как об информации, не являющейся особо секретной). 20 мая в 21.00 Денхем отправил в Лондон сообщение следующего содержания: "Сегодня в 15.00 два тяжелых военных корабля в сопровождении трех эсминцев, пяти эскортных кораблей, десяти или двенадцати самолетов прошли Марстанд курсом на северо-запад".
Это сообщение положило начало одной из самых драматических операций на море - Охота на "Бисмарка".