Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиВторой флотРазведка и наблюдениеСШАLiberty
AGTR-5Liberty1945/1973(8)  
СтранаСША
ТипСудно разведки и наблюдения
Общие характеристики
Длина (м):139
Ширина (м):18,9
Водоизмещение (тонн):7725
Скорость (узлов):17,5
Запас хода (миль):12500
Осадка (м):7
Экипаж:358
Вооружениe
Пулеметы:4 12,7-мм

"Liberty" — корабль радиоэлектронной разведки ВМС Военно-морские силы США. Заложен 23 февраля 1945 года в Портленде, штат Орегон как грузовое судно Simmons Victory, одно из многочисленной серии так называемых «Судов Победы» (Victory ships), строившихся во время Второй мировой войны для трансатлантических конвоев. Simmons Victory было передано Морской комиссии 4 мая 1945 года и зафрахтовано Pacific Far East Line, для которой осуществляло коммерческие грузоперевозки. В 1958 году судно было возращено Управлению торгового флота Министерства торговли США для передачи в резерв ВМС Военно-морские силы США.

В феврале 1963 года Simmons Victory было приобретено ВМС Военно-морские силы США и переоборудовано в многоцелевое вспомогательное судно. 8 июня 1963 года переименовано в "Liberty" и получило бортовой номер AG Auxiliary Ship (вспомогательное судно общего назначения)-168. 1 апреля 1964 года было переклассифицировано в корабль технической разведки с бортовым номером AGTR-5.

В феврале 1965 года "Liberty" совершил переход с Западного побережья в Норфолк, штат Виргиния, где на него было установлено дополнительное оборудование, позволяющее выполнять задачи по сбору и обработке данных радиоэлектронной разведки в интересах Агентства национальной безопасности США.

В июне 1965 года "Liberty" отправился в своё первое плавание к берегам Западной Африки; затем на протяжении двух лет участвовал в других операциях ВМС Военно-морские силы США в Атлантике.

В 1967 году был направлен в Средиземное море, где во время Шестидневной войны осуществлял радиоэлектронную разведку в восточном Средиземноморье.

День 8 июня 1967 года у побережья Синайского полуострова выдался солнечным и ясным. Шел четвертый день арабо-израильской "шестидневной войны". Но на палубе "Liberty", медленно рассекавшего лазурную гладь Средиземного моря в 12 морских милях от берега, царила почти курортная идиллия. Свободные от вахты члены команды, натершись кремом для загара, нежились под ласковым южным солнцем. Даже не верилось, что совсем неподалеку в песках Синая и в районе Суэцкого канала идут ожесточенные танковые и воздушные сражения.

Американцы чувствовали себя в полной безопасности. Их корабль находился в международных водах, а на мачте развивался большой звездно-полосатый флаг, который не могли не заметить самолеты-разведчики ВВС Военно-воздушные силы Израиля, с утра 13 раз облетевшие "Liberty" на малой высоте. Моряки махали летчикам руками: ведь США и Израиль были союзниками. Операторы постов радиоперехвата ясно слышали доклады пилотов своему командованию: обнаруженное судно – американское.

Только командира корабля коммандера (капитана 2 ранга) Уильяма Макгонагла терзали смутные предчувствия. Получив 5 июня приказ приблизиться к району военных действий, он просил командующего 6-м флотом США вице-адмирала Томаса Мартина придать ему эсминец в качестве эскорта. Но получил отказ. Адмирал заверил его, что в "случае чего" на помощь немедленно будут подняты палубные самолеты с авианосцев.

Около 2 часов дня вахтенный радиометрист доложил о появлении на экране радара трех быстроходных надводных объектов, следовавших пересекающимся курсом. Через пять минут один из круживших над "Liberty" израильских самолетов внезапно спикировал на судно. Выпущенные "Миражем" неуправляемые авиационные ракеты – НАРы врезались в палубу и надстройки американского судна. Вслед за этим последовал еще один ракетный залп со второго "Миража". Корпус корабля содрогнулся от множества взрывов, большая часть мирно загоравших на палубе моряков были моментально убиты или покалечены.

Развернувшись "Миражи" открыли по "Liberty" огонь из 30-мм пушек, а подошедшие за ними штурмовики "Супер-Мистер" сбросили напалмовые бомбы. Судно запылало сразу в нескольких местах. Уцелевшие члены экипажа под огнем израильских самолетов начали отчаянную борьбу с пожаром и пытались оказать помощь многочисленным раненым. Несмотря на то, что большинство антенн было уничтожено в ходе 20-минутного воздушного налета, радистам удалось поставить аварийную антенну и передать в эфир сигнал "SOS Сигнал бедствия". Сигнал был услышан, но обещанные адмиралом Мартином авианосные самолеты так и не появились ни во время атаки, ни после нее.

Тем временем ситуация для "Liberty" приняла еще более худший оборот. Едва самолеты скрылись из вида, как на сцене появились три израильских торпедных катера – те самые надводные цели, обнаруженные ранее радаром. Подойдя к американскому судну на дистанцию 200 метров, катера выпустили по нему свои торпеды. К счастью для американцев, израильские катерники оказались менее меткими, чем их коллеги из ВВС Военно-воздушные силы: из пяти торпед четыре прошли мимо. Зато пятая угодила прямо в середину корпуса, где находились основные посты радиоэлектронной разведки и связи. На мгновенье взрыв буквально выбросил "Liberty" из воды и моментально убил 25 человек. В правом борту образовалась 12-метровая пробоина и корабль тут же получил крен в 10 градусов.

Но судну опять повезло. Морякам на нижних палубах удалось задраить водонепроницаемые переборки отсеков и поступление забортной воды в корпус прекратилось. Тем не менее, коммандер Макгонагл приказал своей команде приготовиться к эвакуации. Но как только американские моряки спустили на воду три спасательных плотика, израильские катера тут же потопили два из них пулеметным огнем, а третий втащили к себе на борт.

По свидетельству членов экипажа, катера подходили к "Liberty" на дистанцию до 15 метров и явно не могли не заметить на корме судна написанное большими белыми буквами его название – USS LIBERTY, a также характерный для ВМС Военно-морские силы США крупный бортовой номер на носу – GTR 5. Однако после этого еще 40 минут торпедные катера кружили вокруг искалеченного судна, методично обстреливая из крупнокалиберных пулеметов членов экипажа, тушивших пожар и оказывавших помощь своим раненым товарищам. Хотя на "Liberty" имелись четыре пулеметные установки для самообороны, воспользоваться ими ошеломленным внезапным нападением американским морякам толком не удалось. В один из моментов кто-то лишь дал короткую очередь в воздух, вызвавшую еще более ожесточенный огонь израильтян. Неожиданно катера прекратили обстрел и умчались в северном направлении.

Атака на "Liberty" продолжалась 1 час 25 минут. Из 290 членов экипажа 34 моряка были убиты и 171 ранен. Чудом державшееся на воде судно сумело дать ход и стало удаляться в сторону моря, ожидая высланные с кораблей 6-го флота за ранеными санитарные вертолеты. Между тем, через час после окончания атаки к "Либерти" вновь приблизились израильские торпедные катера, на сей раз просемафорившие: "Нуждаетесь ли вы в помощи?". В ответ с "Либерти" просигналили: "Убирайтесь к черту!".

Вскоре над судном завис израильский вертолет, набитый вооруженными десантниками, с которого сбросили записку с предложением помощи. Однако американцы, всерьез опасаясь, что союзники намерены добить их судно и уничтожить оставшихся в живых, решительно отказались от их услуг. Вертолет неохотно улетел. Всю ночь оставшиеся в строю моряки не смыкали глаз, ожидая новых израильских атак. Но ночь прошла спокойно.

Утром 9 июня к "Либерти" наконец подошел эсминец ВМС Военно-морские силы США "Дэвис". Однако первое, что услышали от его командира члены команды разведывательного корабля, было приказание забыть все, что с ними случилось. Приказ молчать под страхом военного трибунала получили и раненые моряки "Liberty", переправленные на корабли 6-го флота. Так началась операция сокрытия правды об инциденте. "Liberty" была отбуксирована на Мальту и после спешного ремонта отправлена в США, где ее пустили на слом.

Израиль принес официальные извинения США. По версии израильской стороны, американское судно якобы было ошибочно принято за египетский корабль, имевший аналогичный силуэт. Администрация тогдашнего президента Линдона Джонсона безоговорочно приняла все объяснения Израиля и постаралась как можно быстрее закрыть этот вопрос. Ведь в случае вспышки гнева американской общественности, стало бы невозможно оказание Израилю широкомасштабной военной помощи. Результаты ведомственных расследований, проведенных комиссиями ВМС Военно-морские силы США, были засекречены. Командир корабля У.Макгонагл в 1968 г. был чуть ли не тайком награжден высшей американской наградой "Медалью почета" Конгресса США. Спустя несколько лет Израиль также выплатил США в общей сложности более 13 млн. долларов в качестве компенсаций за нанесенный материальный ущерб и для выплат раненым и семьям погибших моряков с "Liberty".

Однако, несмотря на все усилия, властям США и Израиля не удалось предать инцидент полному забвению. В 1982 г. была создана "Ассоциацию ветеранов "Либерти", провозгласившая своей целью установление всей правды о трагедии 1967 года. Требования Ассоциации к конгрессу США о проведении полного и независимого расследования поддержали весьма видные политики и военные, в частности бывший госсекретарь Дин Раек и бывшие начальники штаба ВМС Военно-морские силы США адмиралы Арли Берк и Томас Мурер, а также ряд конгрессменов. Но до сих пор официальные власти США не хотят и слышать о возобновлении следствия по этому делу. Более того, ветеранов "Либерти" постоянно обвиняют в антисемитизме и подвергают травле в контролируемых произраильским лобби США СМИ. И это несмотря на то, что среди убитых и раненых израильским ракетами и пулями моряков было немало американцев еврейского происхождения.

За минувшие 35 лет в США и других странах вышло несколько книг и документальных фильмов о "Либерти", в которых излагаются разные, зачастую противоречивые версии инцидента, приводятся воспоминания очевидцев и свидетелей, как с американской, так и с израильской стороны. В Интернете существуют даже несколько сайтов, посвященных этой теме. Судя по размещенным там материалам, большинство ветеранов "Liberty" и независимых исследователей убеждены, что израильский удар по судну был преднамеренным, а официальная версия не выдерживает никакой критики.

В частности, давно уже опровергнуты утверждения израильской стороны о том, что в момент атаки "Liberty" якобы не несла американского флага и двигалась с "характерной для боевых кораблей" скоростью более 30 узлов (на самом деле 5 узлов). Абсурдно выглядит также и утверждения Израиля, что его летчики и моряки перепутали "Либерти" – довольно крупное судно водоизмещением более 10 тысяч тонн с характерным силуэтом из-за больших параболических антенн, со старым египетским транспортом "Аль-Кусейр" водоизмещением 2600 тонн, предназначенным для перевозки лошадей. Разве могла лучшая в мире израильская разведка сделать столь идиотскую ошибку?

В настоящее время существуют несколько альтернативных версий причин израильской атаки на "Liberty". Наиболее распространенная -это так называемая "голанская версия". Согласно ей, генеральный штаб ВС Израиля не хотел, чтобы США преждевременно узнали о планировавшейся на 9 июня операции израильской армии по захвату у Сирии Голанских высот. Мощная аппаратура радиоразведки на борту "Liberty" позволяла прослушивать и расшифровывать все переговоры по израильским военным сетям и оперативно передавать полученные данные в Вашингтон. Малоизвестный до сих пор факт: "Liberty", формально входившая в состав ВМС Военно-морские силы США, фактически управлялась Агентством национальной безопасности (АНБ) США – сверхсекретным ведомством, отвечающим за глобальный электронный шпионаж. Таким образом, отдав приказ потопить "Liberty", израильский генштаб возможно стремился сохранить в тайне свои военные планы, ибо опасался утечек информации в Вашингтоне к советской или арабской разведке.

В последнее время появились и другие версии. В частности, некоторые исследователи утверждают, что американское разведывательное судно могло перехватить переговоры израильских военных о расстреле ими свыше 1 тыс. пленных египетских солдат и в гогюяе Эль-Атшш на Синае. Начальником генштаба Израиля в то время был генерал Ицхак Рабин, впоследствии премьер-министр и лауреат Нобелевской премии, убитый еврейским националистом в 1995 г. Вот он якобы и отдал приказ "убрать" нежелательного свидетеля израильских военных преступлений.

Однако помимо причин нападения израильских военных на "Liberty", в этом деле есть и еще один вопрос. Почему же правительство США не пришло на помощь своим морякам, зная, что их более часа безнаказанно расстреливают и убивают военные силы другого государства? Бывший офицер судна Джеймс Иннес, кстати, автор известной книги "Нападение на "Либерти", в опубликованной недавно в газете "Нейви тайме" статье назвал это "актом предательства на море".

Некоторые ветераны "Liberty", которых после инцидента ранеными доставили в госпиталь авианосца America, рассказывают о своем конфиденциальном разговоре с контр-адмиралом Лоуренсом Рейсом, командовавшим в то время авианосными силами 6-го флота. Адмирал тогда признался, что, получив сигнал SOS Сигнал бедствия с "Liberty", он доложил об этом командующему флотом и в Вашингтон. После этого он поднял в воздух ударную группу из 12 самолетов с авианосца Saratoga, ближе всего находившегося от места инцидента. Однако адмирал тут же был вызван на связь самим министром обороны Робертом Макнамарой, приказавшим немедленно вернуть самолеты. Спустя 90 минут, получив доклад о торпедной атаке на "Liberty", Гейс повторно поднял в воздух самолеты. Но последовал еще один звонок от Макнамары с приказом дать отбой спасательной операции. Когда же адмирал потребовал подтверждения приказа, он услышал в трубке голос самого президента Линдона Джонсона: "Мне плевать, если даже этот корабль утонет и все там погибнут! Я не поставлю наших союзников в неудобное положение".

Был ли такой разговор на самом деле или нет, остается только гадать. В Вашингтоне и Иерусалиме сейчас мало кто желает вспоминать о трагедии "Liberty", обстоятельства которой продолжают упорно замалчиваться официальными инстанциями.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.