Осенью 1888 года в Петербурге началась выработка задание на проектирование пятого черноморского броненосца. По заданию МТК Морской технический комитет проект должен был обеспечивать кораблю "сочетание сильной брони и артиллерии и большой скорости хода". Предлагались разные проекты корабля, но в конце концов из-за нехватки времени вернулись к проекту первой серии черноморских броненосцев - Imperatritsa Ekaterina II.
Впрочем, проект существенно доработали с учетом опыта постройки первых трех кораблей и новейших технических достижений. Так новый броненосец получил новые более совершенные машины, 35-калиберные орудия главного калибра, причем изначально предполагалось установить их не в барбетных установках, а в башнях. Однако башни упорно не желали помещаться в корпусе и было выработано компромиссное решение - корабль получил так называемые барбетные башни в которых основание орудий было защищено толстой неподвижной броней, а сами орудия прикрыты достаточно толстым вращающимся броневым щитом. "Георгий Победоносец" оказался единственным кораблем в Российском флоте с артустановками такой системы, хотя она была достаточно широко распространена в мире, в частности в английском и японском флотах.
Контракт на постройку броненосца был подписан 15 марта 1889 года и на верфи РОПиТ началось строительство корабля. 22 января 1890 г. кораблю присвоили имя "Георгий Победоносец" и 3 февраля зачислили в состав Черноморского флотского экипажа. Одновременно в Англии фирме "Моделей и сыновья" заказали две трехцилиндровые паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10 500 л. с. и общим весом, согласно контракту, до 1425 т.
26 февраля 1892 года в присутствии главного командира Черноморского флота броненосец был спущен на воду. Постройка корабля шла весьма быстрыми темпами и уже летом следующего 1893 года броненосец совершил первое совместное плавание с Эскадрой (хотя последние работы на нем были завершены к 1896 году).
С его вступлением в строй Черноморский флот получил корабль с одной стороны весьма совершенный технически (достаточно сказать, что броненосец легко развивал ход в 17 узлов являясь самым быстроходным кораблем этого класса на флоте) но отягощенный недостатками обусловленными изначальным проектом.
Корабль вошел в состав Эскадры Черноморского флота и приступил к достаточно напряженной боевой подготовке. Походы, маневры, подготовка десантной операции на Босфоре и отражение десанта "вероятного противника" на берега Крыма. Современный историк так описывает будни флота:
"В 1895 г. на эскадре начали все более и более делать упор на артиллерийские стрельбы, которые для броненосцев являлись основой их боевой подготовки. От того, какого уровня совершенства достигнут обслуживающие оружие офицеры и матросы, и зависел успех в возможном бою. Усиленной подготовкой артиллеристов занимались во всех флотах мира. Лидировал в этом английский флот.
Обучение артиллеристов на русских броненосцах проводилось согласно составленной программе. Основными слагаемыми успеха являлись подготовительные стрельбы.
Все подготовительные стрельбы, число которых увеличилось, проводили из 37-мм стволов Гочкисса, вставляемых в каналы 152- и 305-мм орудий. Это давало экономию в расходовании боезапаса и сберегало дорогостоящие стволы от выгорания, неизбежного при стрельбе боевыми зарядами. Одну из таких стрельб провели 19 августа у Одессы. На эскадре, шедшей двумя колоннами, по команде увеличили дистанцию между кораблями до 6 кабельтовых (ок. 1120 м), а затем двумя последовательными поворотами "все вдруг” увеличили дистанцию и между колоннами до 16 кабельтовых (ок. 2970 м).
Стрельбу начали в заранее установленные миноносцами пирамидальные щиты небольших размеров. Тренировались башенные и плутонговые командиры и наводчики орудий. Их цель состояла в том, чтобы получить практические навыки с учетом всех тех факторов (туман, мгла, качка и др.), которые могли появиться в настоящем бою.
Важным показателем считалась скорость заряжания 305- и 152-мм орудий, а также правильность и быстрота их наведения. Для достижения хороших результатов задолго до стрельб под руководством офицеров-артиллеристов начинались ежедневные тренировки. Иногда для обучения привозили матросов с транспортов, миноносцев и канонерских лодок, которые являлись резервом в случае начала войны.
На тренировках подавались как правило два снаряда и заряды к ним, которые проходили весь путь от погребов и крюйт-камер до линии заряжания непосредственно у клинового затвора. В среднем на эскадре достигали неплохих результатов.
Во время печально известного восстания на броненосце Potemkin команда "Георгий Победоносец" тоже подняла было красный флаг, но через некоторое время одумалась и спустила его. В советское время, описывая матросские мятежи, старались умалчивать о том, что значительная часть из них была подавлена самими же матросами, которые вспомнили о верности присяге и сами же вязали засланных агитаторов. Так было на Балтике во время восстания на Память Азова так было и на "Георгий Победоносец", команда которого одумавшись сама арестовала смутьянов…
В 1908 году рассматривался вопрос о перевооружении корабля. Предлагалось несколько проектов, но в итоге ограничились заменой 152-мм орудий на более современные. В 1907 году броненосец был переквалифицирован в линейный корабль и выведен в вооруженный резерв.
В 1911 году срок службы старому броненосцу был определен в пять лет, а главной боевой задачей - оборона Севастополя от нападения легких сил неприятеля. Вместе с Sinop "Георгий Победоносец" поочередно несет брандвахтенную службу. Однако привлекался корабль и для других задач - так он играл роль маневрирующей мишени для первых черноморских подводников, а на больших маневрах флота изображал корабли "вероятного противника"
В 1911 году на корабле были демонтированы орудия главного калибра, а на верхней палубе установлено еще 6 скорострельных 152-мм орудий.
В годы Первой мировой войны старый корабль нес брандвахтенную службу в Севастополе, а с 1915 года на корабле разместился штаб Черноморского флота, т.е. Бывший броненосец стал фактически говоря современным языком "кораблем управления".
Тут и застала его революция. На корабле подняли красный флаг, потом "жовто-блакитний", потом даже немецкой, а потом… потом Крым стал оплотом белой армии и над старым кораблем вновь был поднят старый Андреевский флаг.
Техническое состояние старого корабля оказалась приличным и он принял участие в эвакуации остатков Русской армии из Крыма. Вместе с другими кораблями "бывший линкор" (так корабль официально именовали в документах) ушел во французский порт Бизерта, где последним из русских броненосцев спустил Андреевский флаг…
В начале 1930-х годов корпус старого броненосца был разделан на металл….