Занявшийся всерьез созданием большого линейного флота, Тирпиц вполне логично заключил, что продолжение постройки кораблей типа Furst Bismarck есть не что иное, как пустая трата денег, и потребовал разработки более дешевого и скоростного броненосного крейсера "Prinz Heinrich". Однако конструкторы его не порадовали. Убавив водоизмещение на 1700 тонн, они воспроизвели «половинный Бисмарк», заменив двухорудийные 240-мм башни одноорудийными. Вдвое уменьшилась и толщина пояса, хотя площадь, прикрытая броней, значительно увеличилась, что, в общем, лежало в русле мировых кораблестроительных идей в связи с повсеместным развитием скорострельной артиллерии. Любопытное решение было принято для собственных скорострелок. Все десять шестидюймовок (150 мм) стянули в центр корпуса в двухуровневые казематы, однако, в отличие от британских крейсеров (орудия располагались друг над другом), здесь орудия располагались в шахматном порядке в единой броневой коробке, над которой размещались еще и 88-миллиметровки. Такое расположение стало традиционным для всех последующих германских броненосных крейсеров. Оно имело свои достоинства, поскольку удавалось защитить не только сами орудия, но и довольно обширное пространство в средней части корпуса вплоть до верхней палубы. Присутствовал и явный недостаток: тяжелый снаряд, попавший в этот многоэтажный «курятник», мог разнести его напрочь. И немцам пришлось испытать это теоретическое положение на практике в бою у Фолклендские острова, когда от первых же попаданий стали выходить именно средние орудия.
Внешне же "Prinz Heinrich", как и его предшественник, Furst Bismarck, очень напоминал своих неудачных сестриц — серию Victoria Louise. Все тот же высокий полубак и характерный сильно изогнутый хищный форштевень.
Как и раньше "Prinz Heinrich" оказался не у дел. На этот раз — почти официально: "Prinz Heinrich" изначально предназначался для службы в колониях. Однако по воле случая в начале войны он оказался в отечественных водах, что и определило его, в общем-то, печальную судьбу. По все той же схеме вместо боевой деятельности корабль «в расцвете сил» (он прослужил к тому моменту только 12 лет) отправили на модернизацию с последующим переводом в разряд вспомогательных.
Трудно понять такую расточительность. В принципе, оба первых германских броненосных крейсера вполне могли пригодиться в далеких океанах или "Prinz Heinrich" и Furst Bismarck с их 240-мм орудиями вполне могли бы пригодиться на Балтике против русских броненосных крейсеров, вооруженных максимум 203-миллиметровками. Но командование Флота Открытого моря не решилось применить их в деле.