Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиКрейсераШвецияFylgia
Fylgia1907/1953(6)(1)
СтранаШвеция
ТипКрейсер
Общие характеристики
Длина (м):117
Ширина (м):14,8
Водоизмещение (тонн):4980
Скорость (узлов):22
Запас хода (миль):8000
Осадка (м):6,3
Экипаж:322
Вооружениe
Орудия:8 152 мм
14 57 мм
2 37 мм
Торпедные аппараты:2 450 мм
Мины:100

Незадолго до русско-японской войны шведы решили построить свой первый настоящий крейсер, предназначавшийся в качестве разведчика, следующего впереди главных сил небольшого флота, состоявшего к тому времени из десятка броненосцев береговой обороны. Поэтому от подобного «скаута» не требовалось чрезмерно высокой скорости: главное, чтобы он мог в случае чего уйти от более сильных кораблей противника. Зато обязательными были сочтены такие качества, как хорошая защита, приличное вооружение, и, главное — небольшая стоимость.

Правительство сразу решило, что разрабатываться и строиться флотский разведчик должен исключительно своими силами. И выбор этот оказался на редкость удачным. Скандинавским инженерам удалось создать весьма любопытный корабль. При водоизмещении всего в 4300 т "Fylgia" имела 51-мм броневую палубу по всей длине, усиленную в средней части 100-мм бортовым поясом, пусть и не очень широким и длинным. Особого внимания заслуживает артиллерия, состоявшая из восьми шестидюймовок, размещённых в двухорудийных башнях. Сами башни образовывали «ромб» французского образца: по одной в носу и корме и две в середине корпуса по бортам. В итоге маленькая "Fylgia" могла противопоставить противнику шесть очень неплохих пушек

"Fylgia" стала самым маленьким броненосным крейсером в Европе (иногда её считают и самой малой единицей этого класса в мире, полагая, что японский «Тиёда» не вполне заслуживает участия в сравнении «броненосников» из-за своей незащищенной артиллерии). Но при этом шведский «ангел» в бою один на один превосходил любой лёгкий крейсер любой балтийской державы, включая таких морских гигантов, как Германия и Россия, а способные быстро догнать его броненосцы исчислялись единицами. Так что в качестве флагмана небольших разведывательных сил шведского флота «броненосный скаут» выглядел вполне представительно.

После окончания Первой мировой войны, когда в конце 1920-х годов на сцену стали выходить крейсера нового поколения, превосходившие мини-броненосника в скорости на 10 узлов, "Fylgia" переклассифицировали в учебный корабль. В этой роли «Белый лебедь Швеции», как любовно называли свой корабль за парадную белую окраску скандинавы, пробыл более четверти века, посетив за эти годы множество стран в обеих Америках, Азии и Африке. Не забывалась и Европа: в частности, «путешественник» «забредал» даже на принципиально далёкое от Скандинавии Чёрное море, став первым шведским кораблём, посетившим в 1925 году советский порт — Севастополь.

Однако экономные шведы думали не только о подготовке кадров, но и о возможности при необходимости повести учебный корабль в бой. Тем более, что тучи в Европе сгущались, а в грядущей войне небольшая, но крайне привлекательная и как удобный плацдарм, и как источник полезного сырья северная страна легко могла стать жертвой агрессии, прежде всего со стороны Германии. Поэтому в 1939 году «старушку» поставили на обширную модернизацию. Угольные котлы заменили четырьмя нефтяными. При этом "Fylgia" лишилась передней трубы, ставшей теперь ненужной. Освободившуюся кочегарку переоборудовали под кубрики и учебные классы для будущих офицеров. Вообще внешность уже отслужившего свыше 30 лет крейсера значительно изменилась. Старые надстройки полностью снесли, и их место заняла современная закруглённая «башня». «Помолодел» внешний вид и за счёт нового наклонного форштевня, заменившего старомодный таран. Никому не нужные «противоминные» 57-миллиметровки сдали на берег, а вместо них установили по четыре 57-мм и 40-мм зенитных орудия, что для начала 1939 года выглядело совсем неплохо. Через год, когда в Европе набирала силу война, обновлённый ветеран был готов к дальнейшей службе.

А служба уникального крейсера оказалась на редкость долгой и плодотворной, закончившись только без малого через полвека после вступления в строй, в 1953 году. Однако с выходом в отставку жизнь корабля не завершилась. Ещё два года его использовали для различных экспериментов с новыми видами вооружения, включая входившие в моду противокорабельные ракеты. Затем разоружённую "Fylgia" поставили у стенки, и, наконец, в 1957 году отправили на слом.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.