Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиВторой флотЭкспериментальные судаРоссия596П
596П1979/2000(9)  
СтранаРоссия
ТипЭкспериментальное судно
Общие характеристики
Длина (м):150
Ширина (м):18
Водоизмещение (тонн):5500
Скорость (узлов):12
Запас хода (миль):7500
Осадка (м):6
Экипаж:240
Вооружениe
Лазерные установки: Айдар

За семидесятые-восьмидесятые годы XX века в Советском Союзе было построено несколько экспериментальных образцов космических лазерных пушек. Их разрабатывали для уничтожения планирующихся тогда к размещению на орбите Земли американских спутников-перехватчиков. Все существующие установки были "завязаны" на стационарное энергоснабжение и не отвечали главному требованию военного космоса - полной автономности. Из-за этого конструкторы не могли провести полноценные испытания. Для отработки автономности пушку, или, как значилось в документах, Мощную силовую установку (МСУ), решили установить на надводном корабле. Задачи по испытаниям боевого лазера правительство возложило на Военно-морской флот.

Выбор моряков пал на сухогруз вспомогательного флота "Диксон". За кораблем были оставлены его прежнее название и безобидная классификация сухогруза. В начале 1978 года "Диксон" прибыл на судостроительный завод в Ленинграде. Работы по его переоборудованию проходили под руководством конструкторского бюро "Невское". Параллельно на Калужском турбинном заводе началась сборка лазерной пушки. Она должна была стать самой мощной из существующих в СССР боевых лазерных установок. Все работы были засекречены и получили название "Тема "Айдар".

Участвующие в работе над системой специалисты окрестили "Диксон" "золотой рыбкой", поскольку проект стоил бешеных денег - счет шел на сотни миллионов советских рублей. Но работы постоянно спотыкались о серьезные проблемы технического и научного плана. К примеру, чтобы установить на корабль 400 баллонов для сжатого воздуха, судостроителям пришлось полностью снимать металлическую обшивку с обоих бортов. Позже выяснилось, что на корабле может ненароком взорваться сопутствующий стрельбе водород. Он имеет обыкновение скапливаться в закрытых пространствах, поэтому решили смонтировать усиленную вентиляцию. Верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она могла раскрываться на две части. В результате корпус потерял прочность, и его пришлось укреплять.

Лазерщики рассчитали, что силовая установка корабля не может дать пушке необходимой энергии в 50 мегаватт. Предложили усилить корабельные дизели тремя реактивными двигателями от самолета Ту-154. В корабле пришлось снова делать отверстия и менять интерьер трюма.

Не менее колоссальные средства пожирали работы над самой пушкой. Например, разработка адаптивного отражателя (медный отражатель диаметром 30 сантиметров, который должен был направлять лазерный луч на врага) стоила примерно 2 миллиона советских рублей. На его изготовление целое производственное объединение в подмосковном городе Подольске потратило полгода. Необходимая идеальная поверхность была достигнута специальной шлифовкой. Затем отражатель оснастили специально разработанной для него ЭВМ Электронно-вычислительная машина. Компьютер отслеживал состояние поверхности отражателя с точностью до микрона.

Если компьютер обнаруживал искажения, он мгновенно подавал команду, и прикрепленные к днищу отражателя 48 "кулачков" начинали молотить по отражателю и выправлять его поверхность с точностью до микрона. А чтобы отражатель не перегревался после контакта с лучом, к нему была прикреплена специальная подкладка из бериллия.

В конце 1979 года "Диксон" перешел на Черное море, в Феодосию. В Крыму на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе был произведен окончательный монтаж пушки и систем управления. Там же на корабль заселился постоянный экипаж - моряки и шесть сотрудников КГБ.

В Севастополе "Диксон" поставили особняком от боевых кораблей на 12-й причал Северной бухты. Несколькими днями раньше подходы к пирсу обнесли бетонным забором высотой четыре метра. Натянули проволоку, пустили ток, установили строжайший пропускной режим. С моряков и гражданских специалистов взяли подписку о "неразглашении".

Первый свой лазерный залп "Диксон" произвел летом 1980 года. Стреляли с дистанции 4 километра по специальной мишенной позиции, расположенной на берегу. Мишень была поражена с первого раза, правда, луча как такового и разрушений мишени с берега никто не увидел. Попадание вместе со скачком температуры зафиксировал установленный на мишени тепловой датчик. Как оказалось, коэффициент полезного действия луча составил всего лишь 5 процентов. Всю энергию луча "съели" испарения влаги с поверхности моря. Тем не менее результаты стрельб были признаны отличными. Ведь систему разрабатывали для космоса, где, как известно, полный вакуум. Зато испытания лазерной пушки охладили амбиции главкома ВМФ Военно-морской флот адмирала Горшкова, который мечтал установить лазерные установки чуть ли не на каждый корабль.

Помимо низких боевых характеристик, система была громоздка и сложна в эксплуатации. На подготовку пушки к выстрелу уходило более суток, сам выстрел длился 0,9 секунды. Для борьбы с атмосферой, поглощающей лазерное излучение, ученые придумали пускать боевой луч внутри так называемого луча просветления.Уже первые результаты, полученные в ходе стрельб, позволили конструкторам и представителям военного ведомства судить о высокой эффективности и перспективности данного вида оружия. Например, было установлено, что достаточно даже самого незначительного прожига стабилизатора или планера крылатой ракеты для того, чтобы набегающий поток воздуха развалил бы ее на части. Были получены данные и о том, в каком виде могут компоноваться боевые лазерные установки, на каких классах военных кораблей их можно устанавливать.

В результате удалось несколько повысить боевую мощь лазера, который уже мог прожигать обшивку самолета, но, к сожалению, на незначительном (400 м) расстоянии. Испытания лазера были завершены к 1985 году.

Но несмотря на то, что испытания были успешно завершены, конструкторы и военные смотрели на свое детище скептически. Все прекрасно понимали, что вывести такую систему на орбиту в ближайшие 20-30 лет не удастся. Об этом было осведомлено и высшее партийное руководство страны. Руководство не устраивали сроки и грядущая перспектива гигантских расходов.

С такими же проблемами столкнулись и за океаном. Итогом так и не состоявшейся гонки космических вооружений стали переговоры "По обороне и космосу", которые стартовали в марте 1985 года. Они послужили толчком к двустороннему свертыванию военных космических программ. После переговоров в доказательство благих намерений Советский Союз демонстративно прекратил работы сразу по нескольким космическим программам. В 1985 году была свернута и тема "Айдар". О "Диксоне" забыли.

После раздела Черноморского флота этот экспериментальный корабль с первой в мире опытной и единственной в действительно боевой компоновке лазерной системой противовоздушной обороны отошел к Украине. Та в свою очередь распорядилась с ним, как посчитала нужным - то есть, продала на металлолом.

К счастью, до передачи корабля украинской стороне российским специалистам удалось вывезти большую часть сверхсекретных блоков и узлов, остальное оборудование вполне эффективно разворовали добытчики драгоценных металлов из радиоэлектронных плат.

В то же самое время в западных средствах массовой информации появилась информация о закупке Министерством обороны США на одном из судостроительных заводов Украины партии металлолома, состоящей из нескольких военных кораблей СССР. В трюме одного из них представители американского военного ведомства обнаружили 35-мегаваттные силовые генераторы, специальные поворотные механизмы, холодильные установки большой мощности и другое оборудование, анализ которого позволил сделать вывод о том, что в свое время корабль нес на борту лазерное оружие. Впрочем, Пентагон немедленно засекретил любую информацию о технических возможностях новейшего советского оружия и его компонентов.


Но примечателен Диксон был не только лазерной установкой.

На этом военном корабле имелся женский гальюн. Во время испытаний на нем присутствовало значительное число разных гражданских специалистов, в том числе и женщин.

А второй достопримечательностью корабля была система охлаждения лазера, потреблявшая на один выстрел до 400 литров спирта, который разводился дистиллированной водой до 39,5 градусов.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.