В середине 70-х годов прошлого века возник вопрос с поисково-спасательными обеспечением проектируемых глубоководных подводных лодок с глубиной погружения до 1000 метров. Командованием ВМФ Военно-морской флот СССР было принято решение о создании спасательного глубоководного аппарата с рабочей глубиной 1000 метров. Разрабатывая ТТЗ Тактико-техническое задание на СГА Спасательный глубоководный аппарат спасатели ВМФ Военно-морской флот мечтали увидеть универсальный спасательно-рабочий аппарат, оснащенный современным навигационным и радиотехническим вооружением, способный производить спасение подводников и выполнять разнообразные подводные работы на глубинах до 1000 метров.
Придавая перспективному аппарату важное значение, ВМФ Военно-морской флот и Минсудпром впервые в подводном аппаратостроении объявили конкурс на проектирование СГА Спасательный глубоководный аппарат между СПМБМ "Малахит", специализировавшимся на глубоководных обследовательских аппаратах и ЦКБ Центральное конструкторское бюро "Лазурит", ориентированного на спасательные и рабочие аппараты.
Оба ЦКБ Центральное конструкторское бюро разработали и представили в НИИ Научно-исследовательский институт АСД свои эскизные проекты. Проект ЦКБ Центральное конструкторское бюро "Малахит" очень напоминал американский аппарат DSRV - трехсферный прочный корпус из точеных сфер, погружные аккумуляторные батареи, гребной привод, вспомогательное оборудование и "приложения" - очень большое количество опытно конструкторских работ по созданию комплектующего оборудования. Водоизмещение равнялось 40 тоннам. Выполнять подводные работы аппарат практически не мог. Проект ЦКБ Центральное конструкторское бюро "Лазурит" основывался на опыте проектирования и эксплуатации отечественных аппаратов с учетом новых требований ТТЗ Тактико-техническое задание. При водоизмещении 55 тонн аппарат мог выполнять широкий круг подводных работ. Значительно меньшее число опытно-конструкторских работ и существенно ниже стоимость делали его более предпочтительным.
Проект "1855 Priz" разрабатывался на базе СПС 1837 и АРС проекта 1839 с учетом новых требований тактико-технического задания.
Были определены основные направления проекта:
- обеспечение рабочей глубины погружения до 1000 метров;
- применение эффективного навигационного и радиотехнического вооружения;
- существенное расширение рабочих функций;
- совершенствование движительно-рулевого комплекса.
Чтобы обеспечить рабочую глубину и погружение до 1000 метров при относительно небольшом увеличении водоизмещения до 55 тонн - конструкторы предложили применить в качестве материала прочного и легкого корпусов титановый сплав ОТЗВ. У титанового сплава есть минусы - высокая стоимость и сложность сварки, но есть и плюсы - более высокая относительная прочность и стойкость к коррозии.
На СГА Спасательный глубоководный аппарат проекта "1855 Priz" установлено следующее навигационное вооружение:
- навигационный комплекс МСТА-М-АС-55, включающий гирокомпас ГКУ-3 и автопрокладчик "Днепр-АС";
- гидроакустический абсолютный лаг ЛА-3;
- эхолот ПЭЛ-4;
- навигационная гидроакустическая система "Экватор-1".
Это вооружение обеспечивает определение места аппарата под водой и автоматическую прокладку фактического пути аппарата. Для определения судном места нахождения СГА Спасательный глубоководный аппарат на аппарате установлен автоматический ответчик 16В (20В).
Для поиска затонувших подводных лодок и других объектов на СГА Спасательный глубоководный аппарат имеется:
- гидроакустическая станция пеленгования "Глетчер", обеспечивающая определение курсового угла на аварийный сигнализатор МГС-29 и курсового угла и дистанции до аварийного сигнализатора МГС-30, маяка-ответчика;
- гидролокационная станция "Крильон", тракты кругового и бокового обзора.
Для выполнения подводных работ на СГА Спасательный глубоководный аппарат установлены:
- манипуляторное устройство МГП 30/1000;
- опорная рама;
- закрепляющее устройство с тяговым усилием 1500 кгс;
- съемный якорь весом 500 кгс;
- пороховые прибивные и закладные рымы.
Для визуального поиска малоразмерных объектов установлено кордовое устройство, состоящее из: съёмной гидроприводной лебёдки, съемной кордовой штанги и съемных деталей тросовой проводки.
По объему решаемых задач, совершенству навигационного комплекса, обеспечивающего самостоятельное определение аппаратом своего места под водой и надежности корпуса - СГА Спасательный глубоководный аппарат типа "1855 Priz" стал наиболее эффективным спасательно-рабочим аппаратом из всех созданных до настоящего времени в России.
Серия из 4 единиц строилась в Горьком с 1985 по 1990 г.
Кораблями носителями могут являться СС Спасательное судно проекта 05360 или 05361.