Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиПодводные лодкиМногоцелевые ПЛРоссияQuebeck
ПроектКорабли (29)(6) 
M-2551955/1968

M-2561955/1957

26 сентября 1957 года "M-256" производила замеры подводных скоростей на мерной линии в полигоне, недалеко от Таллинской военно-морской базы. При работе среднего дизеля на малом ходу в подводном положении (глубина моря составляла 70 метров) в кормовых отсеках возник пожар. После объявления аварийной тревоги докладов из четвертого, пятого и шестого отсеков не поступило. Открыть переборочную дверь в четвертый отсек из третьего не удалось. Позже, когда лодку поднимут, выяснится почему: за дверью, под рычагом кремальеры находилось тело погибшего моряка. Личный состав четвертого и пятого отсеков погиб мгновенно...

Подводная лодка всплыла в надводное положение и встала на якорь. Шторм достигал 6-7 баллов, но личный состав был выведен на верхнюю палубу. Выбора не оставалось: прочный корпус внутри корабля был загазован, свет погас... Командир БЧ Боевая часть-5 старший лейтенант Ю.Г. Иванов прошел в кормовую часть надстройки. Открыв входной люк седьмого отсека, одел индивидуальный дыхательный аппарат и спустился в прочный корпус. Там еще оставались люди.

В пятом отсеке по-прежнему бушевал пожар, все ближе подбираясь к кислородной цистерне. Взрыв казался неминуемым и, чтобы хоть как-то смягчить его последствия, командир БЧ Боевая часть-5 Иванов распорядился оставить открытыми переборочные двери между шестым и седьмым отсеками, а также газоотводы в шестом. Увы, прежде, чем грянул взрыв, вода начала заливать отсеки через открытые газоотводы. Остались открытыми и кингстоны кормовых отсеков.

Через 3 часа 48 минут после всплытия на поверхность лодка внезапно затонула. Это свидетельствовало об утрате ею продольной остойчивости. Процесс погружения оказался настолько стремительным, что погибла вся швартовая носовая команда: она была пристегнута страховыми концами к штормовому лееру, чтобы не смыло волной.

Вблизи от "M-256" находились подошедшие к ней на помощь эсминец “Спокойный”, спасательное судно “Чугуш” и ПЛ Подводная лодка “С-354”. Однако действовали скованно: боялись взрыва на подводной лодке. Командир БЧ Боевая часть-5 и помощник командира предлагали посадить субмарину на мель. Но командир и находящийся на борту командир дивизиона подводных лодок с этим предложением не согласились. Большая часть экипажа погибла, замерзнув в холодной воде. Из 42 человек уцелело всего семеро.

Государственная комиссия по расследованию катастрофы на "M-256", председателем которой был генерал армии А.И. Антонов, отметила две ошибки в действиях командования корабля.

Во-первых, решение командира БЧ Боевая часть-5 Ю.Г. Иванова о разгерметизации кормовых отсеков и сообщении их — через шестой отсек - с забортным пространством.

Во-вторых, командиром дивизиона не было принято решение дрейфовать подводную лодку на береговую отмель.

Комиссия отметила также пассивность прибывших к месту спасения кораблей. Помощь подводной лодке они фактически не оказали, личный состав с нее не сняли.

Через некоторое время “малютка” была поднята со дна спасательным судном Коммуна. Однако причину возникновения пожара установить так и не удалось. Сошлись на версии, что имелась неисправность электрооборудования. Не отвергала комиссия и предположения, что пожар возник из-за изменения состава газовой среды при работе дизеля по замкнутому циклу.

M-2571955/1964

M-2581955/1967

M-2591955/1972

M-2601956/1970

M-2611956/1980

Полу-развалившийся музей в Краснодаре.

M-2621956/1972

M-2631956/1976

M-2641956/1977

M-2651956/1975

M-2661956/1975

M-2671956/1976

M-2681956/1976

M-3511956/1973

22 августа 1957 подводная лодка Черноморского флота "M-351" вышла в район боевой подготовки, получила «добро» на погружение, но в назначенное время (17 часов) не всплыла. По флоту была объявлена боевая тревога.

Командир лодки, капитан 3-го ранга Р. Белозеров, получив доклад о закрытии захлопки подачи воздуха к дизелям, дал команду «Срочное погружение». Эта обычная команда привела к аварии. Не совершенная по своей конструкции сигнализация о закрытии шахты обманула командира. Через не полностью закрытую захлопку вода хлынула в шестой дизельный отсек. Подводная лодка резко провалилась на глубину и через несколько минут глубоко вошла кормой в песчаное дно под углом 60 градусов. Через повреждения в переборке из полузатопленного шестого отсека вода стала просачиваться в седьмой кормовой отсек. В нем от замыкания в электрощите возник пожар. Для прекращения пожара седьмой отсек обесточили. На две трети был затоплен шестой отсек, а вода продолжала рваться в лодку. Только через два часа удалось приостановить поступление воды. Личный состав кормовых отсеков перешел в носовые отсеки.

В центральном посту подвели итог анализа обстановки: в кормовые отсеки принято 40 тонн воды и при дифференте в 60 градусов откачать ее невозможно, глубина погружения близка к предельной, средств дыхания хватит на 70 часов, пищи на двое суток, подтверждения о всплытии аварийно-спасательного буя нет.

Командир принял решение: попытаться уменьшить дифферент на корму и после этого откачать воду. Все, включая офицеров, встали в одну цепочку, передавая из рук в руки ведра и банки с водой из кормовых в носовые отсеки. Тяжелая работа вызывала увеличенное поглощение кислорода. Люди теряли сознание, но цепочка работала. 12 тонн воды перенесли на высоту 35 – 40 метров, взяли все возможные грузы и перешли в носовые отсеки, но дифферент не уменьшился – корма плотно удерживалась грунтом.

Первый в район аварии на подводной лодке прибыл командующий подводными силами Черноморского флота капитан 1-го ранга Н.Смирнов. По звукоподводной связи командир аварийной ПЛ Подводная лодка кратко доложил своему флагману о случившемся. Через аварийный буй, который все-таки всплыл, была установлена телефонная связь и с прибывшими спасательными судами.

Было решено завести за носовую часть лодки трос и тягой буксирных судов вырвать ее из грунта, подать воздух высокого давления (ВВД) для продувки цистерн главного балласта (ЦГБ), после чего лодка сможет самостоятельно всплыть. Основная нагрузка в спасении подводной лодки легла на плечи водолазов. На ПЛ Подводная лодка были заведены шланги подачи и отсоса воздуха. В специальных контейнерах через торпедные аппараты переданы теплое белье, вино, шоколад, консервы. Продолжалась борьба за живучесть и в ПЛ Подводная лодка – раскрепляли имущество, проверяли герметичность люков, убирали в безопасные места боезапас и горючие материалы.

Штормовая погода ломала планы спасателей. Лопнувшим капроновым тросом перебило ногу одному из водолазов, несколько водолазов получили кессонную (декомпрессионную) болезнь. Обрыв кабеля аварийного буя лишил двусторонней связи с лодкой. В море вывели крупные боевые корабли флота. Своими корпусами они гасили волну вокруг спасательного судна «Бештау», с которого велись спасательные работы.

Ночь с 25 на 26 августа. Боевая готовность наверху и под водой. Буксирные суда медленно выбирают слабину, под натяжением буксирного троса уменьшается дифферент лодки. С ПЛ Подводная лодка начали поступать доклады: «Насос забрал воду…», «шестой и седьмой почти полностью осушили…», «личный состав занимает места по экстренному аварийному всплытию…», « продувка цистерн главного балласта…». В 2 часа 30 минут 26 августа лодка вышла в надводное положение вырвавшись из подводного плена.

M-3521956/1980

M-3531956/1975

M-3541956/1975

M-3551957/1975

M-3561957/1975

M-2951957/1973

M-2691957/1973

M-2971957/1975

M-2981957/1975

M-2991957/1978

M-3001957/1976

M-3011958/1979

M-3211958/1981

M-2961958/1979

Установлена в качестве экспоната на мемориале 411 батареи в г.Одесса.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.