Изначально ДКВП Десантный катер на воздушной подушке проекта "Lebed" разрабатывался в качестве скоростного десантно-высадочного средства для размещения в доковой камере БДК Большой десантный корабль проекта Ivan Rogov.
Поскольку максимальная длина "Lebed" составляла 24,6 метра, а ширина – 10,6 метра, в доковой камере Ivan Rogov длиной 75 метров и шириной 12,2 метра могли находиться три таких катера. Главная энергетическая установка "Lebed" включала две газовые турбины М-70 суммарной мощностью 20 тысяч лошадиных сил, при этом каждая турбина работала как на один воздушный винт, так и на один подъемный вентилятор для воздушной подушки. Это обеспечивало ДКВП Десантный катер на воздушной подушке максимальную скорость хода с полной нагрузкой до 55 узлов. Правда, дальность плавания на такой скорости не превышала 100 миль.
На полном ходу "Lebed" управлялся воздушными рулями, размещенными за движительным комплексом, а на малых скоростях - струйными рулями с отбором воздуха от осевых вентиляторов-нагнетателей. Маршевые движители - 4-лопастные винты регулируемого шага (диаметром 3,5 м) в кольцевых насадках.
Особенностью архитектуры катера проекта "Lebed" стало наличие полностью закрытого трюма (в отличие от американских аналогов). Впрочем, изначально "Lebed" должен был иметь открытый трюм. Однако уменьшение на этапе проектирования ранее планировавшихся размеров ДКВП Десантный катер на воздушной подушке (чтобы в доковой камере проекта Ivan Rogov размещалось не два, а три катера) привело к решению сделать его корпус полностью закрытым для уменьшения забрызгивания при принятой компоновке и мощности энергетической установки.
Вместимость "Lebed": 1 танк Т-54, или 2 танка ПТ-76, или 120 человек десанта.
В 1972–1973 годах в производственном объединении «Алмаз» в Ленинграде построены два прототипа ДКВП Десантный катер на воздушной подушке , переданные затем в опытную эксплуатацию. По завершении их испытаний построено в 1977–1985 годах 18 серийных катеров проекта "Lebed" на ПО «Море» в Феодосии. Ввиду того что десантные корабли проекта Ivan Rogov после 1991 года практически не эксплуатировались, данный тип катеров в постсоветский период также утратили ценность в глазах командования российского ВМФ Военно-морской флот и начиная с 1992 года списывались.
На основе проекта "Lebed" ЦМКБ «Алмаз» были разработаны артиллерийский катер на воздушной подушке проекта 1238 Касатка, построенный в одном экземпляре в 1982 году, а также рейдовый тральщик на воздушной подушке проекта Pelikan. Но оба этих типа остались экспериментальными.