Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиБронированные кораблиБроненосцыФранцияHenri IV
Henri IV1899/1921(8) 
СтранаФранция
ТипБроненосец
Общие характеристики
Длина (м):108
Ширина (м):22,2
Водоизмещение (тонн):8800
Скорость (узлов):17
Осадка (м):7
Экипаж:464
Вооружениe
Орудия:2 274 мм
7 138 мм
12 47 мм
2 37 мм
Торпедные аппараты:2 450 мм

Оригинальный корабль, построенный по передовому проекту Эмиля Бертена. Главной отличительной чертой "Henri IV" стало парадоксальное сочетание крайне низкого (высотой всего один метр) надводного борта в кормовой части и сильно поднятого двухъярусного полубака, обеспечивавшего ему прекрасную мореходность в свежую погоду. Палуба в корме была урезана ради снижения водоизмещения, а также для меньшей уязвимости этой части корабля от вражеских снарядов.

Главный броневой пояс немного не доходил до кормы, заканчиваясь 100-мм траверзом. Нижняя броневая 30-мм палуба, закругляясь, плавно переходила в продольную противоторпедную переборку. За главным поясом, имевшим ширину 2 метра, через каждые 1,2 метра шли поперечные переборки, делившие корпус на многочисленные ячейки. Общий вес брони на "Henri IV" был рекордным — 3528 тонн, или 40% от водоизмещения.

Необычным являлось расположение артиллерии. Носовая башня ГК Главный калибр находилась очень вы­соко (8,5 м) над ватерлинией, а в корме Бертэн впервые при­менил линейно-возвышенное расположение башен, которое спустя десятилетие получило широкое распространение во всем мире. Кормовая башня ГК Главный калибр находилась в 4,8 метра от ватерлинии.

Конструкция палубы и противоторпедной защиты похожа на ту, которая была на броненосце Цесаревич, но более позднего проекта. Противоторпедная защита никогда не испытывалась в боевых условиях, но очевидно, что расстояние от борта до переборки было слишком малым.

Орудия среднего калибра располагались: 4 — в казематах на главной палубе с элеваторами, защищёнными бронёй 160 мм; 2 — в башнеподобных щитах на верхней палубе и 1 — в башне с бронёй 115 мм.

Служба

Заложенный в 1897 году, корабль, несмотря на свои маленькие размеры, был спущен на воду лишь в 1899, а вступил в строй только в октябре 1903 года. Виной тому была традиционная французская безалаберность: система заказов и оплаты работ на верфях была чрезвычайно несовершенна, из-за чего выполнение работ постоянно затягивалось. В результате, корабль вступил в строй уже не самым современным. Общая стоимость постройки являлась 15660000 франков.

Боевая служба этого маленького броненосца не изобиловала событиями. Большую часть своей карьеры он провел то в Средиземноморском то в Северном Эскадроне, считаясь кораблем береговой обороны.

В 1914 году, когда Франция объявила войну Германии, "Henri IV" все еще находился в строю. Начало войны застало его в качестве корабля портового охранения в Бизерте. Часть его орудий - три 138-мм пушки - сняли в ноябре 1914 года для отправки в качестве военной помощи в Сербию. В феврале 1915, корабль был временно прикомандирован к Сирийскому Эскадрону - отряду военных кораблей, которые должны были атаковать турецкие позиции в Сирии и Ливане - но прежде чем "Henri IV" успел принять участие в этой операции, он был спешно переведен для поддержки действий в Дарданелльская операция, подкрепление требовалось немедленно.

В Дарданеллах, броненосец принимал участие в обстреле форта Кум-Кале, 22 апреля 1915, поддерживая огнем отвлекающую французскую высадку. Позднее, в мае, он оказывал огневую поддержку войскам на берегу. Он был поражен снарядами 8 раз в ходе этой операции, но выдержал попадания без особых последствий, тем самым косвенно доказав правильность идей своих конструкторов.

В 1916 году, корабль перевели в состав вспомогательной (резервной) дивизии 3-го боевого эскадрона. Тем не менее, разукомплектован он не был, и в 1917 году поддерживал французскую Восточную Дивизию в Египте. После этого, он был послан в 1918 году в Таранто для использования в качестве корабля снабжения при итальянском флоте.

В 1920 году старый броненосец был исключен из списков флота и в 1921 году разобран на металл.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.