Оригинальный корабль, построенный по передовому проекту Эмиля Бертена. Главной отличительной чертой "Henri IV" стало парадоксальное сочетание крайне низкого (высотой всего один метр) надводного борта в кормовой части и сильно поднятого двухъярусного полубака, обеспечивавшего ему прекрасную мореходность в свежую погоду. Палуба в корме была урезана ради снижения водоизмещения, а также для меньшей уязвимости этой части корабля от вражеских снарядов.
Главный броневой пояс немного не доходил до кормы, заканчиваясь 100-мм траверзом. Нижняя броневая 30-мм палуба, закругляясь, плавно переходила в продольную противоторпедную переборку. За главным поясом, имевшим ширину 2 метра, через каждые 1,2 метра шли поперечные переборки, делившие корпус на многочисленные ячейки. Общий вес брони на "Henri IV" был рекордным — 3528 тонн, или 40% от водоизмещения.
Необычным являлось расположение артиллерии. Носовая башня ГК Главный калибр находилась очень высоко (8,5 м) над ватерлинией, а в корме Бертэн впервые применил линейно-возвышенное расположение башен, которое спустя десятилетие получило широкое распространение во всем мире. Кормовая башня ГК Главный калибр находилась в 4,8 метра от ватерлинии.
Конструкция палубы и противоторпедной защиты похожа на ту, которая была на броненосце Цесаревич, но более позднего проекта. Противоторпедная защита никогда не испытывалась в боевых условиях, но очевидно, что расстояние от борта до переборки было слишком малым.
Орудия среднего калибра располагались: 4 — в казематах на главной палубе с элеваторами, защищёнными бронёй 160 мм; 2 — в башнеподобных щитах на верхней палубе и 1 — в башне с бронёй 115 мм.
Служба
Заложенный в 1897 году, корабль, несмотря на свои маленькие размеры, был спущен на воду лишь в 1899, а вступил в строй только в октябре 1903 года. Виной тому была традиционная французская безалаберность: система заказов и оплаты работ на верфях была чрезвычайно несовершенна, из-за чего выполнение работ постоянно затягивалось. В результате, корабль вступил в строй уже не самым современным. Общая стоимость постройки являлась 15660000 франков.
Боевая служба этого маленького броненосца не изобиловала событиями. Большую часть своей карьеры он провел то в Средиземноморском то в Северном Эскадроне, считаясь кораблем береговой обороны.
В 1914 году, когда Франция объявила войну Германии, "Henri IV" все еще находился в строю. Начало войны застало его в качестве корабля портового охранения в Бизерте. Часть его орудий - три 138-мм пушки - сняли в ноябре 1914 года для отправки в качестве военной помощи в Сербию. В феврале 1915, корабль был временно прикомандирован к Сирийскому Эскадрону - отряду военных кораблей, которые должны были атаковать турецкие позиции в Сирии и Ливане - но прежде чем "Henri IV" успел принять участие в этой операции, он был спешно переведен для поддержки действий в Дарданелльская операция, подкрепление требовалось немедленно.
В Дарданеллах, броненосец принимал участие в обстреле форта Кум-Кале, 22 апреля 1915, поддерживая огнем отвлекающую французскую высадку. Позднее, в мае, он оказывал огневую поддержку войскам на берегу. Он был поражен снарядами 8 раз в ходе этой операции, но выдержал попадания без особых последствий, тем самым косвенно доказав правильность идей своих конструкторов.
В 1916 году, корабль перевели в состав вспомогательной (резервной) дивизии 3-го боевого эскадрона. Тем не менее, разукомплектован он не был, и в 1917 году поддерживал французскую Восточную Дивизию в Египте. После этого, он был послан в 1918 году в Таранто для использования в качестве корабля снабжения при итальянском флоте.
В 1920 году старый броненосец был исключен из списков флота и в 1921 году разобран на металл.