Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиВторой флотУчебные судаРоссияOkean
Англия
В строюArgus
Германия
BremseBrummer
Греция
Aris
Китай
В строюDaxingВ строюShichang
Россия
Okean
В строюSmol'nyy
США
IXВ строюBay Lander
Франция
Jeanne d'Arc
Okean1902/1961(8) 
СтранаРоссия
ТипУчебное судно
Общие характеристики
Длина (м):149,4
Ширина (м):17,4
Водоизмещение (тонн):11890
Скорость (узлов):18,8
Запас хода (миль):6800
Осадка (м):7,6
Экипаж:250
Вооружениe
Орудия:4 75 мм
2 47 мм
Пулеметы:4 7,62-мм

28 мая 1901 на стапелях судостроительной фирмы «Говальдсверке» в Киле состоялась закладка корабля "Okean". 8 февраля 1902 года корабль был спущен на воду и. в том же году вступил в строй. Спроектированный и построенный специально для обучения личного состава, "Okean" в те годы был крупнейшим представителем своего класса. В 1903 году "Okean" совершил дальнее учебное плавание из Балтийского моря в Порт-Артур и обратно. В первом походе нового корабля принял участие видный ученый-кораблестроитель профессор Морской академии А. Н. Крылов. С началом Русско-японской войны в качестве судна снабжения сопровождал до Средиземного моря корабли 2-й Тихоокеанской эскадры.

29 августа 1909 был переклассифицирован в транспорт.

В июне 1910 года на "Okean" вспыхнуло революционное выступление, которое было жестоко подавлено. Летом 1916 года, окончив машинную школу, на корабль прибыл служить кочегаром матрос Анатолий Железняков, ставший потом легендарным героем гражданской войны. В дни Февральской буржуазно-демократической революции экипаж "Okean" одним из первых присоединился к восставшим. Двести пятьдесят вооруженных матросов с корабля приняли участие в штурме Зимнего.

"Okean" явился первым советским кораблем, совершившим поход за границу, чтобы вывезти русских раненых военнопленных, находившихся в иностранных госпиталях и желавших возвратиться на Родину. Германия должна была вернуть их Советской России согласно условиям Брестского мирного договора.

В 1922 году, отмечая большие заслуги красных военных моряков и в связи с решением V съезда РКСМ о принятии комсомолом шефства над флотом, Реввоенсовет Республики переименовал корабль в «Комсомолец».

В 1924 году, для обеспечения практики курсантов училища комсостава, в Кронштадте был сформирован Особый практический отряд, в который вошли крейсер «Аврора» и «Комсомолец». Выйдя 10 июля в открытое море и пройдя тысячи миль, корабли вернулись в Кронштадт.

Летом 1933 года во время очередного плавания в Заполярье «Комсомолец» прибыл в Мурманск, где по просьбе командования создаваемой Северной военной флотилии был оставлен на год и превращен в штабной корабль, а в конце 1934 года, вернувшись на Балтику, опять стал обеспечивать практику курсантов военно-морских училищ.

В июне 1941 года корабль находился в учебном плавании недалеко от Ханко. Здесь его застала Великая Отечественная война. Возвратившись в Ленинград, «Комсомолец» на многие месяцы застыл у причала. Как и в годы гражданской войны, почти весь его экипаж сошел на берег защищать город, а на борту корабля разместилась школа боцманов КБФ Краснознаменный Балтийский Флот. В годы блокады в корабль попало двенадцать фашистских снарядов.

В конце 1944 года поступил приказ ввести корабль в строй. 1 мая 1945 года, после ремонта, «Комсомолец» приступил к ходовым испытаниям. Началась хлопотливая, насыщенная многочисленными плаваниями мирная жизнь «Комсомольца», ежегодно на его палубу поднимались будущие офицеры советского флота, чтобы пройти все азы морских наук.

В 1956 году корабль был превращен в плавучую казарму.

Сдан на слом 28 марта 1961 года.


В декабре 1926 г. Совет Труда и Обороны утвердил 6-летнюю программу военного судостроения. Она включала строительство 36 торпедных катеров, 18 сторожевых кораблей, 12 подводных лодок, достройку двух легких крейсеров и пяти эсминцев. Авианосцы в ней даже не упоминались. Сторонники авианосцев попытались тогда предпринять другой маневр. В 1927 г. они предложили переоборудовать в «учебный» авианосец находившийся в строю учебный корабль «Комсомолец».

Предполагалось срезать все верхние надстройки и оборудовать полетную палубу (137 х 22 м), а на верхней палубе устроить двухъярусный ангар. Прежние котлы разных типов следовало заменить на котлы Ярроу, изготовленные для крейсеров типа Измаил. Мачта, дымовая труба, рубки и мостики объединялись в «остров» по левому борту. Для увеличения остойчивости служили були шириной 4 метра (одновременно они являлись противоторпедной защитой). После перестройки водоизмещение авианосца составило бы 12 тысяч тонн, а скорость 15 узлов. Авиагруппа планировалась в 42 машины (26 истребителей, 16 штурмовиков). Артиллерия: 16—102-мм универсальных орудий в спаренных установках, 10— 40-мм зенитных автоматов в двух пятиствольных установках. По габаритам и внешнему виду данный проект напоминал британский Hermes, вступивший в строй в 1924 г.

Сначала это предложение вызвало некоторый интерес у высших военных руководителей. По их распоряжению был даже создан опытный образец палубного штурмовика «ШОН». Однако отсутствие средств на разработку детального технического проекта и на переоборудование корабля погубило эту идею.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.