Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиВторой флотКанонеркиРоссияOput
Германия
Graf von Goetzen
Италия
Castore
Россия
Oput
Oput1862/1922(2) 
СтранаРоссия
ТипКанонерка
Общие характеристики
Длина (м):37
Ширина (м):6
Водоизмещение (тонн):270
Скорость (узлов):8,2
Осадка (м):1,3
Экипаж:28
Вооружениe
Орудия:1 196 мм

Крымская война 1854-1856 годов показала полную незащищенность деревянных парусных и паровых кораблей от снарядов бомбических орудий и зажигательных гранат. Перед кораблестроителями встала задача защиты важнейших частей судов железной броней. 7 апреля 1861 года корабельный инженер генерал-майор С.И. Черняховский представил в Кораблестроительный технический комитет проект железной канонерской лодки с носовым 196-мм гладкоствольным орудием, прикрытым броневым бруствером толщиной 114 мм. Основание бруствера крепилось к днищу, а палуба корабля от бруствера к носу имела “сферический скат” для повышения вероятности рикошетирования вражеских бомб. Ниже ската бруствер защищала 65-мм броня, положенная на 305-мм тиковую подкладку. Бомбовый погреб и крюйт-камера размещались за бруствером и были прикрыты с бортов цистернами питьевой воды.

Это был первый в России малый корабль прибрежного действия с броневой защитой, который предназначался для действий в шхерах и защиты Кронштадта.

Строительство первого в России железного броненосного корабля началось 23 мая 1861 года в Санкт-Петербурге на заводе Карра и Макферсона (ныне Балтийский завод) под руководством инженера Х.В. Прохорова. В сентябре того же года корпус лодки был спущен на воду, а 19 января 1862 года лодка, получившая название "Oput", была зачислена в состав гвардейского флотского экипажа. Вся дальнейшая судьба лодки подтверждает правильность ее имени. Уже 26 июня 1862 года последовало решение о проведении на лодке испытаний шестовых мин генерал-майора Е.Б. Тизенгаузена, в ходе которых предстояло определить минимальную длину шеста, безопасную для атакующего судна, а также проверить конструкцию шеста и мины. 15 сентября 1862 года на Ораниенбаумской отмели Южного рейда "Oput" взорвал шхуну “Метеор”, которая быстро затонула. 20 сентября комиссия под председательством контр-адмирала Г.И. Бутакова рассмотрела результаты продолжительных опытов и сделала следующий вывод: “...идея миноносных панцирных судов доставляет возможность иметь сильное оружие из всех до сих пор придуманных... Заряд в один пуд производит страшные разрушения в неприятельском судне, при совершенной безнаказанности от этого для минного судна...”, что подтвердилось в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

В 1863 году Кораблестроительный технический комитет решил провести испытания гребного винта системы Гирша, широко использовавшегося на судах английского и французского флотов. 15 июня на "Oput" установили присланный из Англии двухлопастной винт, который через три месяца заменили четырехлопастным. Скорость увеличилась на 0,6 узла, но корабль не смог показать удовлетворительного заднего хода, поэтому винт Гирша признали непригодным для канонерских лодок.

В 1866 году "Oput" исключили из списков флота и передали инженеру Н.Л. Эйлеру для перестройки в ледокол с надводным и подводным устройством для разрушения льда. В начале ноября он направился в Ораниенбаум, но ожидаемых результатов достичь не удалось, так как маломощная машина не позволяла судну форсировать даже битый лед. Сложное и ненадежное изобретение Эйлера не оправдало себя, и в дальнейшем русское ледоколостроение развивалось в ином направлении.

Длительное время ледокол находился в Кронштадтском порту; лишь 31 января 1870 года последовал приказ о зачислении его в списки судов флота, после чего судно использовалось при испытаниях шестовых и буксируемых мин различных систем. В кампанию 1875 года начались испытания приборов автоматического управления стрельбой системы А.П. Давыдова. С 3 по 25 октября 1875 года лодка вела стрельбы из 196-мм гладкоствольной пушки. Прибор А.П. Давыдова значительно повышал точность огня и был рекомендован для установки на башенных кораблях.

20 апреля 1883 года лодку переименовали в “Мину”, а 1 февраля 1892 года зачислили в класс канонерских лодок береговой обороны и использовали для испытания торпед и мин заграждения. На ней прошли проверку гальваноударные и сфероконические мины, запалы различных систем, устройства защиты минных заграждений, много вспомогательных устройств. В 1901 году в составе учебно-минного отряда она участвовала в первых опытах А.С. Попова по установлению радиосвязи между кораблями.

С 1907 года лодка использовалась в качестве портового судна, а с началом 1-й мировой войны - для обеспечения навигационной безопасности в Финском заливе. Только в 1922 году незаметный труженик был продан Финляндии на слом.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.