Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиЭсминцыЮгославияBeograd
ПроектКорабли (3)(6) 
Beograd1939/1946

Заложен в 1936 г., спущен на воду 23 декабря 1937-го, сдан флоту в июне 1939-го.

После захвата 17 апреля 1941 года югославских военно-морских баз итальянским флотом "Beograd" итальянцы переименовали в «Sebenico» и перевели в Бриндизи, где 14 июля 1941 года ввели в строй. С августа 1941-го и до капитуляции он входил в состав 1-й флотилии эсминцев.

Первоначально корабль использовался без существенных переделок и без характерного для итальянского флота камуфляжа. Было оставлено и первоначальное «родное» зенитное вооружение. Эсминец совершил 147 боевых походов, в 102 из которых конвоировал транспортные суда в Адриатике, Ионическом море и у берегов Северной Африки, пройдя за это время 42 тыс. миль.

12 октября 1941 года эскадренные миноносцы «Da Recco» и «Sebenico» в течение 17 часов сопровождали транспорты «Nirvo», «Bainsizza» (7933 брт) и буксир «Max Berendt», шедшие из Трапани. Весь день 13 октября конвой сопровождали самолеты итальянских ВВС Военно-воздушные силы. С наступлением темноты воздушное прикрытие было снято и вскоре корабли и суда были обнаружены вылетевшим с Мальты английским самолетом-разведчиком. Кроме того поступило сообщение о том, что на пути следования конвоя замечена британская подводная лодка. «Da Recco», как флагман, приказал изменить курс, но на кораблях и судах его приняли с опозданием – запоздало и его исполнение. В результате конвой рассредоточился на отдельные единицы. Следуя новым курсом «Da Recco», «Sebenico» и «Nirvo» удалось вновь встретиться, а вскоре в 5 милях от них заметили и «Bainsizza» с «Berendt». С флагмана последовало приказание подойти ближе, но «Bainsizza» выполнить его не успел: в 01.20 в 90 милях восточнее Триполи он был атакован и поврежден торпедой самолета-торпедоносца. На ушедшем вперед «Da Recco» узнали об этом только спустя два часа, но эсминец продолжал следовать в охранении «Nirvo» с целью доставки транспорта к месту назначения. На помощь поврежденному судну отправился «Sebenico».

Этот поход для командира эсминца был первым на североафриканском маршруте – опыта спасения поврежденного судна никакого. Положение осложнялось еще и тем, что на торпедированном транспорте возникла паника среди немецких солдат и части итальянской команды, которые стали покидать судно, прыгая за борт. На «Berendt»,находившемся рядом, решили сначала поднять людей из воды, а уже потом взять «итальянца» на буксир. К этому моменту транспорт осел в воду носом по якорные клюзы. Судно удалось удерживать на плаву в течение 24 часов. Из Триполи на помощь вышли миноносец «Polluce» и буксир «Ciclone». Однако прежде чем они успели подойти в район бедствия английские самолеты совершили новый налет, добившись попадания 250-кг бомбой. «Bainsizza» затонул, но благодаря принятым мерам из 2500 человек погибло всего двое.

18 октября «Sebenico» и «Da Recco» вышли в море для оказания помощи теплоходу «Beppe», который к северо-западу от Триполи был атакован авиацией и получил в грузовом трюме полутораметровую пробоину от авиабомбы. Теплоход был спасен.

20 октября 1941 года два транспорта (пароход «Giulia» и танкер «Proserpina») попытались под охраной трех эсминцев («Da Recco», «Sebenico» и «Folgore») прорваться из Триполи в Неаполь. Конвой уже традиционно был обнаружен британской авиаразведкой и на его перехват вышли легкие крейсеры «Penelope» и «Aurora» и эсминцы «Lance» и «Lively» ( из оперативного соединения «К»), однако итальянцы успели вернуться обратно в Триполи. Лишь 24 ноября было решено отправить суда в Неаполь парными группами. «Sebenico» сопровождал «Proserpin’у» и спустя три дня благополучно привел ее в порт назначения. Еще через два дня «Sebenico» (командир капитан 3 ранга Бранкателли) отконвоировал из Трапани в Триполи транспорт «Fabia Filzi». С большим трудом конвою удалось прорваться к берегам Африки.

После столь интенсивных походов эсминец ушел на ремонт в южную Адриатику, а затем вновь был задействован в конвойных операциях. 29 марта 1942 года «Sebenico» и миноносцы «Mosto», «Bassini» и «Castelfidardo» сопровождали конвой из семи транспортов, следующий из Бриндизи. На переходе одно из судов было потоплено английской подводной лодкой «Proteus».

Летом 1942 года на эсминце заменили и усилили зенитное вооружение. Корабль получил камуфляжную окраску.

30 сентября 1942 года конвой в составе теплохода «Col di Lana», эсминца «Sebenico» (капитан 3 ранга Горетти ди Фламини) и миноносца «Castelfidardo» вышел из Греции в в Северную Африку. Несмотря на многочисленные ночные атаки авиации, судно без повреждений было проведено из Пирея в Тобрук. Сразу после прибытия «Sebenico», «Castelfidardo» и миноносец «Lira» получили приказание эскортировать обратно в Пирей немецкий пароход «Santa Fe» и танкер «Rondine». В результате ночных атак авиации танкер сначала получил повреждения от авиабомб, а затем был торпедирован: торпеда (возможно две) попала в район ходового мостика. «Rondine» (6077 брт) получил сильный крен, на нем возникло два пожара, однако через два часа огонь удалось укротить. Эсминцы в это время отражали атаки с воздуха. В 04.00 танкер и миноносцы вернулись в Тобрук. «Santa Fe» под охраной «Sebenico» продолжил путь и благополучно пришел в Пирей.

В дальнейшем эсминец охранял конвои на маршрутах Греция – Италия в Адриатике. Летом 1943 года «Sebenico» оказался в Венеции, где планировалось провести очередной ремонт, но до капитуляции Италии завершить его так и не удалось. 11 сентября в Венецию пришли два немецких торпедных катера: S-54 и S-61, которые захватили итальянский эсминец. «Sebenico» бывшие союзники переименовали в ТА Торпедный аппарат-43.

Корабль перевели в Триест, где он находился более года, прежде чем 17 октября 1944-го вновь был введен в строй. В дополнение к имевшемуся зенитному вооружению немцы установили спаренные крупнокалиберные пулеметы. Несколько изменили форму надстроек, часть оборудования разместили как на итальянских эсминцах типа «Soldati».

Корабль участвовал в нескольких конвойных операциях (командир капитан-лейтенант Вернер Ланге) и был зачислен в состав 1-й конвойной флотилии. Однако большее время миноносец простаивал в ремонте из-за отсутствия полноценного ремонта.

Перед захватом Триеста югославскими и новозеландскими войсками ТА Торпедный аппарат-43 1 мая 1945 года был затоплен.

В июне его подняли, но к восстановлению не приступали, так как он неожиданно стал предметом спора между английской, итальянской и югославской сторонами – кому эсминец должен теперь принадлежать? Не дожидаясь его разрешения ТА Торпедный аппарат-43 (ех. «Sebenico», ех. «Beograd») вновь сел на грунт 19 июля 1946 года. Спор, таким образом, ушел на дно вместе с ним. В дальнейшем останки эсминца подняли по частям и разобрали на металл.

Ljubljana1939/1943

Заложен 28 июня 1938, завершён 17 декабря 1939.

В январе 1940 года "Ljubljana" в результате навигационной аварии затонул у входа в гавань Себенико, позже был поднят и поставлен в ремонт.

Во время захвата 17 апреля 1941 года югославских военно-морских баз итальянским флотом "Ljubljana" был еще в ремонте. "Ljubljana" с разобранными гребными валами хода не имел и поэтому его отбуксировали сначала в Теодо, а затем в Фиуме и, наконец, на ремонт и модернизацию в арсенал Каттаро"Ljubljana". После восстановительных работ и значительных переделок "Ljubljana" покинул верфь только в октябре 1942 года.

Два носовых орудия главного калибра были сняты, а вместо них смонтировали одну артустановку RM-2. В начале 1942 года из-за довольно значительной перегрузки с корабля сняли ряд оборудования, а взамен установили два 20-мм зенитных автомата. В итоге средства ПВО Противо-воздушная оборона были представлены тремя 37-мм/50 системы Бреда в одинарных установках (два на местах прежних спаренных пулеметов и один вместо прожектора на надстройке между торпедными аппаратами – сразу за мачтой) и восемью 20-мм/70 одноствольными автоматами. Кроме того на "Ljubljana" заменили фок-мачту, установив другую, подобно корветам типа «Minerva» - без марс-площадки для прожектора, который мешал стрельбе автоматов.

Зачисленный в состав 1-й флотилии эсминцев корабль после перестройки и подготовки экипажа в октябре 1942 – апреле 1943 года использовался только в конвойных операциях. Миноносец совершил 21 боевой поход и прошел 8000 миль.

В своем последнем походе "Ljubljana" сопровождала конвой из трех судов, следующий из Неаполя в Бизерту. 31 марта 1943 года в 20.45 командир конвоя (капитан 2 ранга Канеччи) приказал изменить курс и направил его ближе к берегу. Корабли двигались в условиях очень плохой видимости и усиливающегося северо-восточного ветра. В 21.42 близ Рас-Амер в 8 милях западнее мыса Бон "Ljubljana" сел на камни. Начавшийся затем шторм и все более усиливающийся ветер исключили возможность спасения корабля, экипаж оставил корабль. 1 апреля 1943 эсминец был разбит волнами.

Zagreb1939/1941

Заложен 30 марта 1938, завершён 5 августа 1939.

После захвата 17 апреля 1941 года югославских военно-морских баз итальянским флотом "Zagreb" был взорван морским лейтенантом Миланом Спасичем во избежание захвата судна.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.