Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиВторой флотЭкспериментальные судаРоссия1141
ПроектКорабли (1)(10)  
СтранаРоссия
ТипЭкспериментальное судно
ОсобенностьСудно на подводных крыльях
Общие характеристики
Длина (м):50,1
Ширина (м):9,8
Водоизмещение (тонн):355 (стандартное)
469 (полное)
Скорость (узлов):67
Осадка (м):7,2
Экипаж:37
Вооружениe
Орудия:2 AK-630
ПЛК Противолодочные комплексы:8 400 мм ТА Торпедный аппарат или SSN-X-29.

К середине 50-х годов двадцатого века развитие военно-морской техники обострило соревнование между возможностями подводных лодок и кораблей противолодочной обороны. Увеличение подводной скорости лодок до 30-ти узлов и уменьшение шумности их двигателей позволяло субмаринам успешно уклоняться от обнаружения и атак кораблей противолодочной обороны. ВМФ Военно-морской флот СССР требовались корабли — перехватчики подводных лодок с надежными средствами обнаружения и уничтожения скоростных малошумных подводных лодок потенциального противника.

В 1956 году Зеленодольское конструкторское бюро (ЦКБ Центральное конструкторское бюро-340) совместно с ЦАГИ обратилось в министерство судостроительной промышленности с просьбой разрешить провести исследования возможностей создания перспективного корабля-перехватчика противолодочной обороны на подводных крыльях для поиска и уничтожения быстроходных и малошумных подводных лодок. Инициатором выступал главный конструктор ЦКБ Центральное конструкторское бюро-340 Александр Кунахович, предложивший использовать «вертолётный» способ поиска подводных лодок. При этом методе поиска корабль, оснащенный опускаемой гидроакустической станцией (ОГАС) делает серию спусков станции на глубину до 100 метров (зона наилучшего прохождения гидроакустических сигналов) в различных точках обследуемой акватории, совершая между ними быстрые переходы. При использовании нескольких кораблей в поиске (поисково-ударная группа) появлялась возможность обследования обширного района за короткий промежуток времени. В случае обнаружения подводной лодки корабль, обнаруживший цель, выдавал её координаты остальным членам группы, которые проводили скоординированную атаку.

В 1964 году постановлением ЦК КПСС СССР было принято решение о разработке малых кораблей на подводных крыльях — ракетных (проект Uragan) и противолодочных (проект "1141")

В феврале 1967 года Главнокомандующим ВМФ Военно-морской флот СССР было утверждено тактико-техническое задание и заключен договор на выполнение эскизного проекта корабля 1141. Главным конструктором корабля стал А. В. Кунахович. В проекте необходимо было обосновать выбор надежного крыльевого устройства, системы угловых передач (колонок) и винтов, рассчитать прочность и долговечность крыльевого устройства и корпуса.

Эскизный проект был разработан к концу 1967 года и был утвержден в 1969 году.

В 1968 году А. В. Кунахович умер, исполняющим обязанности главного конструктора стал А. М. Шейдвассер, в 1971 году главным конструктором проекта был назначен Е. И. Овсиенко.

Корпус корабля разделён шестью водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, цельносварной, выполнен по продольной схеме, гладкопалубный, с надстройкой и кожухом газовыхлопов островного типа. Материалом для корпуса был выбран алюминиево-магниевый сплав, что обеспечило легкость и прочность всей конструкции. Толщина листов обшивки: днище — 8 мм, борт — 6-8 мм, нижняя палуба — 3 мм, верхняя палуба — 5-8 мм. Для антикоррозионной защиты корпуса применялись специальные краски, обеспечивающие защиту от коррозии до 18-ти месяцев.

Дизель-газотурбинная система корабля состояла из трёх газотурбинных установок (ГТУ Газотурбинная энергетическая установка) М10 и двух дизель-редукторных агрегатов (ДРА-211).

Каждая ГТУ Газотурбинная энергетическая установка М10 включала в себя нереверсивный газотурбинный двигатель, передача мощности от которого на гребные винты осуществлялась через два угловых редуктора, вертикальную и горизонтальную трансмиссию. Мощность ГТУ Газотурбинная энергетическая установка на опытном корабле составляла 18000 л.с. с возможностью форсажа до 20000 л.с.

Два реверсивных дизель-редукторных агрегата (ДРА-211) обеспечивали движение корабля малым ходом под водомётами вперёд и назад.

Для выработки электроэнергии на корабле были установлены два дизель-генератора мощностью по 200 киловатт каждый.

На корабле были предусмотрены системы охлаждения, воздухозабора и газохода главных двигателей, дизелей и дизель — генераторов. Воздухозабор для каждой ГТУ Газотурбинная энергетическая установка осуществлялся через индивидуальные входные устройства с предохранительными сетками для исключения возможности попадания в двигатели посторонних предметов. Воздухозаборники были расположены в кормовой части надстройки, воздухозаборные каналы покрывались шумопоглощающей изоляцией. Для очистки воздуха от морских брызг устанавливались водоотделяющие устройства инерционного типа, обогреваемые в зимнее время. Отвод газов от главных двигателей проводился через газоходы из титановых сплавов.

Забор воздуха для двигателей малого хода и дизель-генераторов осуществлялся непосредственно из машинного и генераторных отделений. Отвод газов от двигателей малого хода предусматривался за борт через отверстия в кормовой части выше ватерлинии с направлением выброса газов в сторону кормы. Газовыхлопные трубы дизелей и дизель-генераторов также были выполнены из титановых сплавов.

Крыльевое устройство состояло из носовых и кормовых V — образных полых внутри крыльев, с расположенными на них автоматически управляемыми (для уменьшения качки) маневровыми закрылками. Благодаря значительному заглублению и стреловидной форме носовых крыльев корабль мог устойчиво двигаться на всех скоростях без использования автоматики. При включенной системе стабилизации качки обеспечивалась высокая мореходность на волнении моря до 5-баллов.

Крыльевое устройство было выполнено из титанового сплава, что значительно уменьшило вес всей конструкции и позволило увеличить запас принимаемого на борт топлива. Крылья крепились к корпусу с помощью болтовых фланцевых соединений со стеклопластиковым покрытием, что обеспечивало их элекроизоляцию от корпуса. Титановые крылья обладали абсолютной антикоррозионной стойкостью в морской воде, но алюминиевые корпусные сплавы при контакте с титаном подвергались интенсивной коррозии. Поэтому на корабле была предусмотрена защита корпуса от контакта с титаном применением специальных диэлектрических соединений в виде пластмассовых прокладок и втулок во фланцевых соединениях.

Расчёты прочности крыльевого устройства выполнялись Казанским авиационным институтом им. А. Н. Туполева.

Движительно — рулевой комплекс состоял из трёх вертикальных колонок на каждой из которых размещалось по два разновращающихся гребных винта, обеспечивающих движение корабля на крыльях.

Для движения корабля в водоизмещающем режиме были предусмотрены два водомётных движителя насосного типа ГД — 1141. В состав водомётного движителя входило реверсивно — рулевое устройство, обеспечивающее поворот и задний ход корабля.

Корабль был укомплектован системой автоматического управления движением корабля «Коралл», которая осуществляла автоматическую перекладку рулей управления, носовых и кормовых закрылков, а также использовалась для уменьшения бортовой и килевой качки.

Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых двух смежных отсеков.

Все жилые помещения на корабле располагались непосредственно под верхней палубой и были снабжены бортовыми иллюминаторами. Офицеры корабля размещались в одном отсеке в двух одноместных (8 и 5,7 кв.метров) и одной двухместной (6,8 кв. метров) каютах. В каждой одноместной каюте было запасное второе место. Для мичманов и главстаршин была предусмотрена одна четырёхместная каюта (9 кв. метров). Командный состав принимал пищу в кают-компании. Спальные места старшин и матросов находились в двух кубриках с двухъярусным расположением коек из расчёта 1,4 кв. метра на человека.

На корабле имелись закрытые кратчайшие проходы к основным боевым постам. Для обеспечения оптимального микроклимата в помещениях корабля были установлены пять автономных кондиционеров.

Станция обнаружения подводных объектов — ОГАС «Шексна»ОГАС «Шексна» с опускаемой акустической антенной обеспечивала поиск и обнаружение подводных лодок, определение их текущих координат. ОГАС работала на стопе корабля с погружением акустической антенны в специальном контейнере на кабель-тросе до глубины в 150 метров. Спуск и подъём контейнера осуществлялся с помощью специального подъёмно — опускного устройства.

Вес всего гидроакустического комплекса составлял 28 тонн, он занимал 17 % внутрикорабельных помещений.

Работу ОГАС «Шексна» обеспечивал дизель-генератор-насос ДГН-200, для снижения уровня помех установленный на специальных амортизаторах. Главные двигатели корабля были также установлены на амортизаторы.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.