В начале 80-х годов прошлого века командование ВМС Военно-морские силы США, озабоченное ростом и совершенствованием подводного флота СССР, вынуждено было искать варианты борьбы с этой вовсе не эфемерной угрозой. Система стационарного гидроакустического наблюдения SOSUS, развернутая в Атлантическом и Тихом океанах в 60-70-е годы, перестала удовлетворять американских военных. Во-первых, русские субмарины становились все более малошумными, и гидрофоны, размещенные на дне, их уже плохо слышали. Во-вторых, погрешности в определении координат обнаруженных SOSUS целей были велики и не способствовали эффективности противолодочных операций. В-третьих, система SOSUS быстро приходила в негодность, поскольку постоянно находилась в агрессивной океанской среде. На ее поддержание и ремонт требовались огромные деньги. Короче, ей требовалась замена.
Подсказка, в буквальном смысле слова, пришла с неба. К тому времени уже широкое распространение получили самолеты системы AWACS, которые доказали свою достаточно высокую эффективность при обнаружении воздушных целей и наведении на них средств ПВО Противо-воздушная оборона. Нечто подобное решили создать и на море. Так появилась программа SURTASS (Surveillance Towed Array Sensor System) – «Буксируемая гидроакустическая система наблюдения». В рамках этой программы были построены 18 кораблей океанского наблюдения типа "Stalwart". Экипаж состоял из 20 гражданских моряков и 5 военных специалистов. В корме кораблей имелся слип для спуска буксируемой антенны пассивной гидроакустической станции UQQ-2 (длина ее кабеля могла достигать 1800 м). Планировалось, что каждое такое судно в течение 90 суток будет нести службу на «подводнолодочноопасном» направлении, таща за собой на скорости 2-3 узла антенну ГАС Гидро-аккустическая станция. Еще 8 суток кораблям типа "Stalwart" отводилось на прибытие к точке дежурства и на убытие из нее. Почти 300 суток в год каждый корабль должен был находиться в море. Но это по расчетам. Практика их не подтвердила. Более 60-74 дней корабли типа "Stalwart", чьи мореходные качества отставляли желать лучшего, в походе не выдерживали, особенно в бурных и холодных высоких широтах.
Большинство кораблей типа "Stalwart" были перестроены в научно-исследовательские суда после списания.