Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиПодводные лодкиМногоцелевые ПЛПольшаOrzel
ПроектКорабли (2)(9)  
Orzel1938/1940

Заложена 14 августа 1936 года на голландской верфи Де Шельде, была спущена на воду 15 января 1938 и вступила в строй 2 февраля 1939 года.

После прибытия в Гдыню 10 февраля 1939 года лодка приняла участие в параде в честь Дня ВМФ Военно-морской флот. До начала войны, лодка все время проводила в боевых походах, что позволило экипажу получить необходимый опыт службы и управления лодкой. В конце августа на "Orzel" были проведены плановые проверки механизмов, дизелей и электромоторов. Лодка загрузила полный комплект торпед. 24 августа была проведена мобилизация на всех лодках польского подводного флота.

Согласно военным планам, в начале войны лодка вышла на патрулирование в назначенный район Балтийского моря. Из-за захвата немцами военно-морской базы Хель "Orzel" не мог вернуться назад. 8 сентября командир лодки, капитан Хенрик Клочковски сообщил о плохом самочувствии из-за плохой пищи, к тому же лодка получила повреждение от глубинной бомбы, которое нельзя было исправить силами команды. Поэтому был получен приказ идти в нейтральный порт и интернировать лодку или всплыть для смены капитана. После размышлений капитан принимает решение идти в Таллин, хотя приказ предписывал увести лодку в нейтральную Швецию.

14 сентября в 21:30 лодка незаметно прошла остров Найсааре, лежащий в устье Таллиннского залива, и получила разрешение ошвартоваться на рейде Пайсаар. На следующий день капитан под предлогом посещения госпиталя покинул корабль. Эстонские власти согласились отремонтировать лодку, но, ссылаясь на международные законы указали, что лодка может находиться в порту не более двадцати четырех часов. Под давлением Германии на лодке появился эстонский офицер с солдатами, который забрал все оружие и навигационные карты, а экипажу сообщил, что они интернированы. После этого началась выгрузка торпед. Было выгружено 14 торпед, после чего последовал обрыв лебедки, которая была испорчена новым командиром лодки лейтенантом Яном Грузински.

В полночь 18 сентября экипаж захватил лодку, связав эстонских часовых. "Orzel" полным ходом направился к выходу из гавани, но на выходе налетел на волнорез и, получив повреждения в носу, перевалился через него и сбежал из Таллина. Так как на лодке находились в заложниках два эстонских охранника, эстонские и немецкие газеты обвинили польский экипаж в убийстве обоих. Однако поляки высадили часовых недалеко от Швеции, дали им пищи, воды и денег для возвращения на родину, после чего ушли в Англию.

Так как на лодке не оказалось ни одной навигационной карты, возник вопрос — каким образом добраться до берегов Англии. Штурман нашел на лодке немецкий перечень маяков и буев, не заинтересовавший эстонцев во время обыска. Поэтому было принято решение о создании «Карты Балтийского моря». Благодаря этой карте лодка смогла обогнуть Данию, пройти проливами и выйти в Северное море. На своем пути лодка преодолела несколько мелей и сделала несколько попыток атаковать противника. 12 октября лодка легла на курс 253 градуса (на запад). При пересечении Северного моря лодка попала в шторм, из-за чего была повреждена радиостанция.

Лодка остановилась вблизи берегов Великобритании, не решаясь двигаться вперед, так как на ней не знали карт британских минных полей. 14 октября удалось починить радиостанцию, и радист стал передавать открытым текстом информацию для британского флота. Последний направил для встречи лодки эсминец, который и встретил лодку в 11.00 возле острова Мейн. Весь путь из польской Гдыни до британской военно-морской базы Россайт занял у лодки сорок четыре дня.

После починки, переоборудования и дозаправки лодка была введена в состав 2-й подводной флотилии Королевского флота. 8 апреля 1940 года лодка потопила свой первый немецкий транспорт «Рио-де-Жанейро» возле южного побережья Норвегии с немецкими солдатами на борту, которые должны были принять участие во вторжении в Норвегию. Через два дня "Orzel" выпустил торпеду по немецкому тральщику, но вынужден был погрузиться до того, как торпеда попала в цель. К 23 мая 1940 года "Orzel" принял участие в семи боевых походах и вышел в очередной.

1 и 2 июня с базы Россайт были переданы приказы о передислокации лодки в район пролива Скагеррак, но ответы о получении приказа не поступили. 5 июня поступил приказ вернуться на базу, но ответ от лодки так и не был получен. 8 июня 1940 года было принято решение считать лодку пропавшей без вести. До сих пор точно не установлено, что послужило причиной гибели лодки. Большинство склоняется к тому, что лодка налетела на неизвестную минную банку в районе пролива Скагеррак.

В июле и августе 2008 года была предпринята попытка найти лодку. Польская экспедиция исследовала дно Северного моря в районе предполагаемой гибели лодки. Было найдено много обломков судов, но обломков "Orzel" среди них не оказалось.

Sep1938/1969

Заложена в 1936 г. Спущена на воду 17 октября 1938 г.

1 сентября 1939 г. в 5.58 "Sep" вышел в море. На следующий день "Sep" атаковал немецкий эсминец Z-14 «Фридрих Инн», но торпеда не поразила цели. В ходе контратаки "Sep" получил повреждения. В лодке погас свет, внутрь корпуса через клапаны и линию вала стала поступать вода. Когда около 17 часов перископ подняли, командир увидел, что рядом находятся вражеский эсминец и два тральщика. Они шли в сторону подводной лодки. Тут же были остановлены главные электромоторы, и лодка начала медленно погружаться на месте. Атмосфера на её борту ухудшалась, выросла концентрация углекислоты. Командир приказал всем свободным от вахты лечь, морякам раздали приборы регенерации.

Следующую попытку всплыть предприняли в 21.40, уже с наступлением темноты. Когда субмарина поднялась на перископную глубину, командир осмотрел горизонт и выяснил, что вражеских кораблей поблизости нет. После всплытия были обнаружены повреждения лёгкого корпуса лодки и отсутствие спасательного круга, крепившегося к внутренней стенке рубки. Может быть, именно поэтому вскоре немецкое радио объявило о потоплении "Sep".

17 сентября лодка прибыла к острову Ландсорт. Прибывшие на субмарину представители шведских властей разрешили "Sep" зайти в Славнее. Там выяснилось, что выполнить необходимые работы в течение суток невозможно, и субмарина была вынуждена интернироваться. Вскоре начался процесс разоружения. Потянулись месяцы интернирования.

Вскоре после окончания войны все три подлодки перевели в Стокгольм, а 4 сентября их передали польской морской миссии, в состав которой входил советский офицер. Подводников и их корабли ожидало возвращение совсем в другую страну - Польскую Народную Республику. Многие отказались возвращаться: кто-то опасался репрессий, кто-то обзавёлся семьями. С большим трудом удалось укомплектовать экипажи для субмарин.

В декабре 1945 г. был сформирован дивизион подводных лодок, в который вошёл "Sep". Это было первое соединение флота ПНР.

4 декабря 1964 г. на лодке произошёл взрыв аккумуляторной батареи, вслед за которым вспыхнул пожар; потери экипажа составили семь человек.

2 сентября 1969 г. снова взорвалась аккумуляторная батарея, повреждения корабля оказались значительными, и на этот раз имелись человеческие жертвы. Ремонтировать его не имело смысла. 15 сентября 1969 г. "Sep" исключили из списков флота и вскоре продали на слом.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.