Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиВторой флотВспомогательный крейсерАнглияRMS Carmania
RMS Carmania1905/1932(6)  
СтранаАнглия
Тип
Общие характеристики
Длина (м):198,2
Ширина (м):22
Водоизмещение (тонн):19520
Скорость (узлов):18
Экипаж:300
Вооружениe
Орудия:8 120 мм

В 1897 году немецкий океанский лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» завоевал «Голубую ленту Атлантики». В свете обостряющихся противоречий между Британской империей и Германией и привычного восприятия Британии, как «владычицы морей», рекорд немецкого лайнера был воспринят с тревогой как пароходными компаниями, осуществлявшими трансатлантические рейсы, так и правительством, видящим помимо угрозы международному престижу Великобритании возможность использования быстроходных немецких лайнеров в качестве вспомогательных крейсеров-рейдеров. Три года спустя «Голубая лента» перешла к другому немецкому лайнеру — «Дойчланд», что не могло не усилить настороженность в Британии. Следует отметить, что подозрения Адмиралтейства оправдались — с началом Первой мировой войны многие немецкие пассажирские лайнеры стали рейдерами.

В то время компания «Кунард Лайн» испытывала определённые финансовые затруднения, поэтому правительство Великобритании готово было выделить субсидию в размере 2,6 млн для предложенной главой компании лордом Иверклайдом постройки двух новых лайнеров — будущих «Лузитании» и «Мавритании». Основной сложностью проекта стало то, что паровые машины не могли обеспечить такую скорость, в то же время паровые турбины не были ещё опробованы для применения для подобных целей. Поэтому «Кунард Лайн» пошла на своеобразный эксперимент — построить два достаточно больших одинаковых двухтрубных лайнера, но один оснастить паровыми машинами (им стала «RMS Caronia»), а другой — паровыми турбинами Парсонса. Этот лайнер получил имя "RMS Carmania". Для обеспечения чистоты эксперимента лайнеры строились на одной верфи. Именно "RMS Carmania" доказала целесообразность использования паровых турбин для больших пассажирских кораблей и последующие кунардовские лайнеры стали оснащаться турбинами.

"RMS Carmania" отправилась в свой первый трансатлантический рейс 2 декабря 1905 года, под командованием капитана Джона Притчарда. "RMS Carmania" её сестра «Карония» обслуживали пассажирскую линию Ливерпуль — Куинстаун — Нью-Йорк. "RMS Carmania" служила без каких-либо инцидентов до июля 1910 года, когда на корабле, стоявшем в доках Ливерпуля случился большой пожар.

В 1913 году "RMS Carmania" приняла участие в спасении пассажиров и команды пассажирского корабля «Волтурно».


С началом Первой мировой войны лайнер был реквизирован Адмиралтейством. На тот момент лайнер возвращался из Нью-Йорка, поэтому для его встречи и проводки был отправлен крейсер HMS Drake. 7 августа 1914 года "RMS Carmania" прибыла в Ливерпуль и отправлена на переоборудование. С неё были снята мебель и отделка кают, а также, по возможности, другие пожароопасные материалы. Был назначен новый командир — капитан 1 ранга Ноэль Грант, а бывший капитан Джеймс Барр стал его старшим помощником. В экипаж были введены артиллеристы, на палубе установили 8 орудий калибра 120 мм. Вначале "RMS Carmania" была приписана к составу Северного патруля, осуществлявшего блокаду Германии и действовавшего между Шотландией и Норвегией. Вспомогательные крейсера имели хорошую мореходность в непростых условиях Северного моря.

Но "RMS Carmania" недолго находилась в Северном море — она была отправлена на Бермудские острова, куда и прибыла 23 августа, где получила предписание поступить в распоряжение адмирала Крэддока.

Скорость более 18 узлов и неплохое вооружение "RMS Carmania" позволили адмиралу Крэддоку отправить её для охоты на немецкие угольщики, которые служили судами снабжения для лёгких крейсеров и вспомогательных крейсеров. По данным разведки, многие угольщики находились в портах Бразилии.

14 сентября 1914 года "RMS Carmania" подошла к бразильскому острову Триндади. Капитан Ноэль Грант обнаружил, что в одной из бухт острова производит погрузку угля с двух угольщиков большой двухтрубный пассажирский лайнер. Тот хотя и был выкрашен в цвета британской пароходной компании Union Castle, но он оказался немецким вспомогательным крейсером «Кап Трафальгар» (SMS Cap Trafalgar), который решил принять бой.

К 12.10 расстояние между судами уменьшилось до 40 кабельтов, что дало возможность артиллеристам "RMS Carmania" начать пристрелку, «Кап Трафальгар» ответил тем же.

"RMS Carmania" получила 79 попаданий, огнём противника был уничтожен мостик. Погибло 9 человек из экипажа, 27 было ранено. Скорость "RMS Carmania" упала до 16 узлов и «Кап Трафальгар» к 13.30 вышел из под обстрела, имея преимущество в ходе. Однако его повреждения были также велики — не менее пяти пробоин ниже ватерлинии, множественные пожары в носовой и кормовой части, сильный крен на правый борт. Капитан «Кап Трафальгар» попытался выбросить корабль на отмель, однако примерно через 20 минут лайнер начал заваливаться на бок, лёг на борт и ушёл на дно носом вперёд. Лайнер затонул в точке с координатами 20°10' с.ш., 29° 51' з.д. По некоторым данным, для ускорения затопления он был подорван.

Бой с одной стороны показал возможность применения вспомогательных крейсеров против равных или более слабых противников, однако подчеркнул высокую уязвимость от артиллерийского огня.

Узнав о победе "RMS Carmania", Уинстон Черчилль, бывший тогда Первым Лордом Адмиралтейства, прислал Ноэлю Гранту радиограмму с текстом: «Well done. You have fought a fine action to a successful finish».

Получившая тяжёлые повреждения "RMS Carmania" была отправлена в Гибралтар для ремонта. В 1916 году "RMS Carmania" была призвана для помощи в операции Галлиполи, а позднее была переоборудована в войсковой транспорт и перевозила канадские войска на европейский театр военных действий.

В ноябре того же года "RMS Carmania" вернулась на трансатлантические рейсы. Для защиты от подводных лодок на ней были дополнительно установлены аппараты для создания дымовой завесы и шестидюймовое орудие. В 1919 году "RMS Carmania" была использована для репатриации канадских военных.


В начале 20-х годов скорость "RMS Carmania" и «Каронии» была уже недостаточна для привлечения пассажиров на трансатлантические рейсы. По этой причине эти лайнеры, а также ещё два средне-тоннажных лайнера компании были переоборудованы в так называемые «каютные» лайнеры, предназначенные для перевозки пассажиров с достаточным комфортом, но за умеренную плату. Также лайнеры использовались, как круизные для совершения зимних круизов из Нью-Йорка в Гавану, на Карибские острова и по Средиземному морю.

22 марта 1924 года "RMS Carmania" села на мель в устье реки Мерсей и была вынуждена послать радиограмму, будучи не в состоянии сняться самостоятельно. На борту не было пассажиров, так как лайнер шёл из Ливерпуля после переоборудования.

5 апреля 1925 года "RMS Carmania" получила незначительны повреждения при столкновении с причалом в гавани Ливерпуля. Никто из пассажиров не пострадал.

Однако, в 1931 году из-за конкуренции со стороны более современных лайнеров и последствий всемирного экономического спада "RMS Carmania" была выведена из эксплуатации, позднее продана компании Hughes Bocklow & Co. И годом спустя разобрана на металл.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.