После окончания Первой мировой войны, крейсерский компонент французского флота находился в катастрофическом состоянии. Наиболее современной боевой единицей являлись броненосные крейсера типа «Вальдек-Руссо», устаревшие ещё в момент вступления в строй. В результате, на протяжении всей войны французы были вынуждены использовать для крейсерских операций совершенно неподходящие боевые единицы. Проблема осознавалась французскими моряками ещё до войны, поэтому в 1909 году стартовали проектные работы по созданию современных крейсерских сил. Их результатом стало принятое 10 июня 1914 года решение построить 10 «эскадренных разведчиков». Заказ на головной крейсер выдали 17 июля 1914 года, заложить его предполагалось в ноябре 1914 года на верфи арсенала в Тулоне, однако начавшаяся война спутала все планы. Закладка крейсеров неоднократно откладывалась и была, в конечном счёте, отменена до окончания войны.
К идее постройке современных крейсеров во Франции вернулись в 1919 году. В начале 1920 года командование французского флота вынашивало планы постройки шести крейсеров незначительно усовершенствованного проекта «Ламотт-Пике», водоизмещением около 5200 тонн, со скоростью 30 узлов и вооружением из восьми 138-мм орудий. Но после того, как французы узнали о предполагаемых характеристиках новейших британских и американских крейсеров «Эмеральда» и «Омахи», их собственный проект начал казаться слишком слабым.
Под влиянием новых сведений постройку улучшенных «Ламотт-Пике» отклонили. Весной 1920 года Морской совет высказался за увеличение водоизмещения до 7300 тонн, а скорости до 34 узлов. При этом 138-мм орудия признавались слишком слабыми для корабля таких размеров и было предложено заменить их на семь 155-мм орудий в одинарных установках, размещённых в диаметральной плоскости. До того времени французский флот не использовал этого калибра и новые пушки предполагалось разработать на базе сухопутной артсистемы, что позволило бы удешевить и упростить снабжение кораблей боеприпасами.
Окончательные требования Морской совет сформулировал в июне 1920 года. Водоизмещение должно было достигнуть 8000 тонн, а вооружение восьми 155-мм орудий в спаренных установках. Стоимость корабля при этом возрастала с 40 миллионов франков до 70 миллионов. Было представлено четыре проекта, причём на их разработку повлияло изучение переданных французскому флоту по рапарациям немецких и австро-венгерских крейсеров. В итоге, был выбран вариант C, отличавшийся высокой скоростью при практически отсутствующей броневой защите. Флотское командование выразило желание получить шесть таких крейсеров, но финансовые проблемы вынудили урезать заказ. В конечном счёте, Национальное собрание Франции утвердило 18 апреля 1922 года судостроительную программу, включавшую, помимо прочих кораблей, три крейсера типа «Дюгэ Труэн».
Конструкция
Конструкция корпуса проекта "Duguay-Trouin" была создана под влиянием американского крейсера «Омаха». Французские крейсера получили высокобортный корпус с полубаком. При этом носовые шпангоуты имели значительный развал, что в сочетании с высоким бортом обеспечивало крейсерам хорошую мореходность. Отрицательным моментом такого решения стала повышенная парусность крейсеров - сильный боковой ветер существенно влиял на управляемость.
Оценка проекта
Проект "Duguay-Trouin" заслуживает неоднозначной оценки. С одной стороны, эти корабли стали этапными в мировом военном кораблестроении. Первые крупные корабли, спроектированные и построенные после Первой мировой войны, они стали первыми в мире лёгкими крейсерами, получившими башенную артиллерию главного калибра, размещённую по линейно-возвышенной схеме. Таким образом, проект "Duguay-Trouin" предопределили облик крейсеров межвоенного периода. Достаточно высоко оценивалась огневая мощь новых крейсеров, их торпедное вооружение, на высоте были скорость и мореходность.
Вместе с тем, крейсера типа "Duguay-Trouin" отличала крайне слабая, фактически, символическая броневая защита, которая не позволяла надеяться на успех в бою с серьёзным противником. Командиры крейсеров считали свои корабли скорее очень крупными эсминцами, нежели крейсерами. Ещё одним недостатком стала малая дальность плавания, позволявшая использовать эти крейсера лишь на ограниченных морских театрах.