Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяКораблиВторой флотУчебные судаФранцияJeanne d'Arc
Англия
В строюArgus
Германия
BremseBrummer
Греция
Aris
Китай
В строюDaxingВ строюShichang
Россия
OkeanВ строюSmol'nyy
США
IXВ строюBay Lander
Франция
Jeanne d'Arc
Jeanne d'Arc1931/1964(9)  
СтранаФранция
ТипУчебное судно
Общие характеристики
Длина (м):170
Ширина (м):17,7
Водоизмещение (тонн):6500 (стандартное)
8950 (полное)
Скорость (узлов):25
Запас хода (миль):5000
Осадка (м):6,5
Экипаж:506
Вооружениe
Орудия:8 155 mm/50
Торпедные аппараты:2 550 мм
Самолеты:2 гидросамолёт "Loire 130"
Системы ПВО Противо-воздушная оборона:4 75 мм
12 37 мм
Пулеметы:12 13,2 мм

Вопрос о создании нового учебного корабля для подготовки младших офицеров флота встал в середине 1920-х годов, когда приближались сроки списания броненосного крейсера «Жанна д’Арк», исполнявшего эту роль с 1919 года и назначенного к списанию в 1928 году. Первоначально рассматривались два способа решения возникшей проблемы:

1) переоборудовать в учебный один из менее старых броненосных крейсеров;

2) приобрести один из современных теплоходов гражданского назначения и переоснастить его.

После длительного рассмотрения были отвергнуты оба варианта. Все броненосные крейсера французского флота были уже слишком изношены, а их энергетические установки совершенно устарели и не могли обеспечить подготовку машинных команд. Переоборудование гражданского судна требовало солидных затрат при сомнительном результате. Поэтому было решено построить специальный учебный корабль.

Строительство крейсера "Jeanne d'Arc" было включено парламентской ассамблеей в программу 1926 года, но утверждения правительством пришлось ждать до 22 марта 1928 г.

Конструкция

Проект был подчинен двум противоречивым требованиям: максимально возможное число принимаемых на борт курсантов при достаточно комфортных условиях их размещения и наличие разнообразных образцов вооружения и оборудования для их эффективного обучения.

Двухъярусная жилая надстройка в средней части придавала "Jeanne d'Arc" необычный силуэт, больше свойственный пассажирскому лайнеру, а не боевому кораблю, хотя в остальном конструкция корпуса не отличалась от обычных крейсеров, за исключением, разве что, несколько уменьшенного отношения длины к ширине (около 9,2).

Корпус набирался по продольной схеме. Между носовым и кормовым перпендикулярами насчитывалось 160 шпангоутов (шпация 1 м); нумерация велась с кормы в нос. Двойное дно простиралось почти на всю длину корпуса - от 18-го до 148-го шпангоута. Его глубина в районе киля составляла 1,4 м. Отделения второго дна использовались для хранения топлива, масел, котельных и льяльных вод. Между шп.18 и 135 с каждой стороны от вертикального киля имелось по пять непрерывных стрингеров. Внешний стрингер переходил в продольную вертикальную переборку, поднимавшуюся до уровня платформы. Корабль имел две сплошные палубы (первую и главную), платформу и полубак длиной 60 м, переходящий в надстроечную (верхнюю) палубу. Палуба надстройки именовалась шлюпочной. Межпалубные расстояния составляли от 2,4 до 2,8 м, и только на верхнем уровне надстройки оно было меньше - 2,25 м. Корпус делился на 17 отсеков, обозначавшихся буквами латинского алфавита от А до Q, начиная с носа. Все водонепроницаемые переборки доходили до верхней палубы, причем ниже главной палубы в них отсутствовали какие-либо двери и лазы.

Двухвальная силовая установка крейсера строилась по эшелонному принципу и занимала четыре отсека. Каждая из двух групп состояла из турбозубчатого агрегата, располагавшегося в индивидуальном отсеке, и двух водотрубных котлов в общем отсеке. При этом котлы и ТЗА носовой группы были смещены относительно диаметральной плоскости к правому борту, а кормовой - к левому.

Каждый турбозубчатый агрегат включал в себя: турбины высокого и низкого давления системы Парсонса (каждая в своем корпусе); две крейсерских турбины системы Рато активного типа, установленных на одной оси с турбиной низкого давления; турбину заднего хода в общем корпусе с турбиной низкого давления и одноступенчатый редуктор. Параллельно турбине низкого давления располагался главный конденсатор.

Корабль приводился в движение двумя трехлопастными винтами диаметром 3,65 м и шагом 3,40 м. На каждом гребном валу устанавливался колодочный тормоз, обеспечивавший остановку вала на скорости до 12 уз. Минимальное время подготовки машин к походу - 4 часа.

Особое внимание при создании корабля уделялось условиям, в которых будут проходить подготовку офицеры-стажеры. Для удобства несения службы, их помещения были насколько возможно отделены от помещений экипажа. "Jeanne d'Arc" могла принять на борт 156 курсантов, для размещения которых предназначалось шесть 12-местных и шесть 14-местных кубриков, расположенных в надстройке на первой и верхней палубах. Для лекционных занятий в кормовой части надстройки имелся просторный конференц-зал, который легко мог переоборудоваться в кинозал и даже танцевальную площадку.

Служба

Официально войдя в состав флота 6 октября 1931 г., уже через два дня крейсер принял на борт первую группу из 147 курсантов и 10 октября вышел в первое заграничное плавание. До начала войны он совершил 8 дальних учебных походов. Неоднократно на корабле проходили практику иностранные курсанты из Польши, Румынии, Латвии, Ирана. Как правило, "Jeanne d'Arc" выходила из Бреста в один и тот же день - 5 октября, а возвращалась в первых числах июля. Маршрут обычно пролегал через тропики, с многочисленными заходами в порты Африки и Южной Америки. Дважды - в ходе второй и седьмой кампаний - крейсер совершил кругосветные плавания.

С объявлением войны, 3 сентября 1939 г., "Jeanne d'Arc" вышла из Бреста под флагом адмирала Жоржа Робера - командующего зоной Западной Атлантики и верховного комиссара Антильских о-вов. Пройдя через Дакар и Бермуды, 14 сентября крейсер прибыл в Фор-де-Франс. В течение следующих месяцев он осуществлял защиту судоходства в Карибском море и вдоль восточного побережья Америки.

Проведя остаток 1945 года в рутинной службе на Средиземном море, в апреле 1946 г. "Jeanne d'Arc" прибыла в Тулон, где приняла первую после войны группу курсантов и вернулась к прежней роли учебного корабля, проведя еще 18 кампаний, причем в ходе 18-й и 25-й совершила кругосветные плавания.

При возвращении из 26-го заграничного плавания, в гавани Бреста "Jeanne d'Arc" встречал новейший крейсер-вертолетоносец «Резолю» (впоследствии получивший имя Jeanne D'Arc), призванный сменить ее в качестве учебного корабля.

16 июля 1964 г. "Jeanne d'Arc" была исключена из состава флота и выведена в резерв категории «В» с присвоением номера Q-381. 25 марта 1965 г. корабль исключили из списков флота и продали на слом компании «Les Abeilles». 18 января 1966 г. он прибыл на разборку в Тулон.

Оценка проекта

Постройка "Jeanne d'Arc" ознаменовала собой новый этап в подходе французского флота к подготовке морских кадров. Вместо устаревших боевых кораблей, не отвечавших новым требованиям, они предпочли создать современный учебный корабль крейсерского класса, пригодный для применения в различных миссиях. "Jeanne d'Arc" имела на момент постройки вполне современное вооружение и оборудование, которое далее обновлялось в ходе модернизаций. Солидные размеры позволяли принимать значительное количество курсантов и совершать дальние плавания. Внушительный вид корабля, постоянно находившегося в походах с заходами в иностранный порты способствовал успешному «показу флага».

По чисто боевым качествам "Jeanne d'Arc" уступала лёгким крейсерам-современникам, но действуя в колониях корабль был вполне адекватен своим задачам, а слабость защиты и невысокая скорость хода не имели при этом особого значения. За время службы на борту крейсера прошли практику 4600 морских офицеров и тем самым "Jeanne d'Arc" внесла значительный вклад в развитие французского флота.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.