Санитарный теплоход «Армения» относился к серии 2-х палубных товарно-пассажирских теплоходов, знаменитых «крымчаков». Так называли лайнеры работавшие на Крымско-Кавказской линии в довоенный период. Серия состояла из шести судов; «Грузия», «Крым», «Армения», «Аджария», «Абхазия» и «Украина». «Грузия» и «Крым» строились для СССР в Германии на заводах Круппа, а остальные суда в Ленинграде, на Балтийском судостроительном заводе. С 10 августа 1941 года все шесть судов были переоборудованы в санитарно-транспортные и переданы медицинской службе Черноморского флота. Они могли перевозить до 400 раненых. С самого начала войны на судах стояла эмблема Красного Креста, но после атаки немецкой авиацией санитарных транспортов «Чехов» и «Котовский», все «крымчаки» оборудовали пулеметами, зенитной артиллерией и покрасили в шаровый цвет.
7 ноября 1941 года «Армению» атаковал германский самолет-торпедоносец «Хейнкель-111». За четыре минуты корабль ушел под воду. На борту судна, которое перевозило раненых из четырех госпиталей Севастополя и Ялты, находилось около 7 тыс. пассажиров, а не 5 тыс., как считалось ранее. На судне было порядка двух тысяч неучтенных людей, которых, очевидно, взяли на борт по просьбе медперсонала. Уцелели лишь восемь человек, которых подобрал сторожевой катер. По словам очевидцев трагедии, не только по бортам, но и на палубу теплохода был выложен опознавательный знак - красный крест. Но бомбардировщики его проигнорировали. Хотя теплоход с воздуха прикрывали два советских самолета И-153, корабль от прямых попаданий разломился пополам и пошёл на дно.
Жительнице Ялты Анастасии Поповой, находившейся на борту "Армении" в тот роковой день посчастливилось остаться в живых. "6 ноября 1941 года, я по совету знакомых решила эвакуироваться из Ялты. С большим трудом меня взяли на борт, поскольку "Армения" была и так переполнена ранеными и беженцами. Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей - все смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу - даже не помню", - вспоминает Анастасия Попова.
Другой очевидец трагедии, находившийся на берегу, вспоминает: "С горных высот - Ялта как на ладони. Мы видели, как 7-го ноября, днем, от пирса ялтинского порта отошел теплоход "Армения" с ранеными. Теплоход еще не успел выйти в открытое море, как налетела группа вражеских самолетов и, несмотря на то, что по бортам теплохода отчетливо были видны санитарные кресты, начали прицельное бомбометание по плавучему госпиталю... До нас доносились не только взрывы бомб, но и голоса людей".
В память об этой трагедии, каждый год 9 мая ялтинские портовики выходят в море на место гибели теплохода «Армения», чтобы почтить память погибших в трагедии и возложить венки.