В 1971 году Аргентина купила в США две ПЛ Подводная лодка типа Balao. Обе подводные лодки вошли в состав аргентинского флота под уже традиционными названиями, соответственно, Santa Fe и Santiago del Estero, но с новыми бортовыми номерами S21 и S22.
В аргентинском плане внезапного захвата Фолклендских островов, получившего кодовое название “Rosario”, предусматривалось задействование основных сил ВМС Военно-морские силы Аргентины, включая и подводную лодку S21 Santa Fe.
Техническое состояние старой Santa Fe к этому времени было малоудовлетворительным. Изношенность корпуса и компрессоров привела к тому, что глубина погружения лодки была ограничена перископной.
Неизбежность военной конфронтации с англичанами заставила аргентинское командование импровизировать и стараться задействовать все свои силы. Немедленно после возвращения от Фолклендских островов командиру Santa Fe капитану де корбета Бикаину было приказано готовиться к новому походу. Замыслом предусматривалась сперва доставка подводной лодкой подкрепления аргентинскому гарнизону острова Южная Георгия, после чего предполагалось использовать Santa Fe на будущих коммуникациях между британским соединением TF317, когда оно подойдет к Фолклендам, и островом Вознесения, спешно превращаемым англичанами в передовую базу операции по отвоеванию островов. Считалось, что атаки на неохраняемые суда снабжения на этой линии будут доступны даже старой субмарине, и что в любом случае даже потенциальная подводная угроза этой коммуникации заставит Королевский флот отвлечь часть сил для ее обеспечения. В соответствии с приказом, на Santa Fe были приняты 20 торпед Мк 14 и три торпеды Мк 37, полный запас топлива, а также продовольствие и предметы снабжения из расчета на 60 дней. Днем 16 апреля на подводную лодку прибыли 20 направляющихся на Южную Георгию морских пехотинцев, представлявших в основном расчеты ПТРК Bantam из состава противотанковой роты батальона коммандос, было погружено их штатное вооружение и плюс дополнительно четыре тонны снаряжения, оружия (включая РПГ и противопехотные мины) и боеприпасов для гарнизона. В числе этих 20 человек был и капитан де корбета Луис Лакес, назначенный новым командиром всего аргентинского гарнизона Южной Георгии.
В 23.30 вечера 16 апреля 1982 года Santa Fe вышла из Мар-дель-Плата в 2000-мильный рейс к Южной Георгии. Техническое состояние подводной лодки было удручающим, особенное беспокойство командира вызывала вконец «издыхающая» аккумуляторная батарея. Вскоре после выхода на корабле одна за другой стали проявляться все новые технические неполадки, - так, в частности, 17 апреля произошла авария в электросети, вынудившая лодку на три часа лечь в дрейф на время исправления. На следующий день вышел из строя электромотор №1, который пришлось вывести из действия на время ремонта, занявшего сутки. 19 апреля вышел из строя насос системы охлаждения дизеля №4, его пришлось вывести из действия уже на 48 часов, пока шел ремонт. Лодка шла по большей части в надводном положении, но 20 апреля из-за сильного шторма была вынуждена погрузиться и идти под аккумуляторами. Однако продвижение при этом, с учетом состояния батареи, оказалось столь медленым, что 21 и 22 апреля Бикаин, несмотря на продолжавший бушевать шторм, снова шел в надводном положении. Переход проходил без какого-либо контакта с противником, но днем 23 апреля капитан де корбета Бикаин получил из штаба флота извещение о том, что у Южной Георгии уже находятся английские корабли.
К ночи на 24 апреля к Южной Георгии в надводном положении подошла Santa Fe. Она обошла остров с северной оконечности, в 05.00 утра погрузилась и под водой двинулась на юго-восток к заливу Ист-Кумберленд. Утром 24 апреля лодка акустическими средствами засекла ледокол Endurance, однако командир явно не горел желанием идти в атаку, сам опасался обнаружения и фактически уклонился от обнаруженной цели, считая главной своей задачей доставку людей и груза. Насколько можно судить, в течение всего дня 24 апреля Santa Fe в подводном положении находилась на подходах к заливу Ист-Кумберленд, выжидая наступления темноты. В 22.00 лодка всплыла в заливе и двинулась в Грютвикен, держась как можно ближе к берегу, чтобы избежать обнаружения противником. Шел дождь со снегом. Поскольку никакого плана радиосвязи с гарнизоном Южной Георгии у командира лодки не было, то подойдя к Грютвикену, Бикаин попросил Лакеса связаться посредством лодочной радиостанции с гарнизоном на берегу на международной волне. В 23.45 к лодке подошел от причала захваченный аргентинцами катер Британской антарктической экспедиции (BAS).
Выгрузка на берег доставленных людей и грузов велась с 02.30 до 04.30 25 апреля и потребовала трех рейсов катера. Первоначально Бикаин хотел покинуть Грютвикен самое позднее в 04.00 утра, но разгрузка затянулась. Около 03.30 Santa Fe вновь вышла на связь по радио – видимо донося в Мар-дель-Плата об успешном завершении первой части своего похода – и эта передача была немедленно запеленгована на английских кораблях. В 04.30 подводная лодка, наконец, вышла из бухты Грютвикен и двинулась на север по Ист-Кумберленду. Ее командир рассчитывал, что сможет достичь расчетной точки погружения через 50 минут.
У англичан вся ночь на 25 апреля прошла в деятельных приготовлениях к охоте на Santa Fe, которую кэптен Янг считал главной угрозой своему соединению и всей операции “Paraquat”. Разведывательный отдел Адмиралтейства в Нортвуде четко рассчитал, что аргентинская подводная лодка объявится в Грютвикене в ночь с 24 на 25 апреля. Янг запланировал с утра вести противолодочный поиск в заливе Ист-Кумберленд и на подходах к нему вертолетом Wessex HAS. Mk 3 лейтенант-коммандера Яна Стэнли с Antrim, а оба Lynx HAS. Mk 2 с фрегата Brilliant должны были обыскивать побережье к северу от залива. Все три вертолета Wasp HAS Mk 1 (два на Endurance и один на Plymouth) составляли резерв и должны были находиться в полной готовности на взлетно-посадочных площадках, имея подвешенными управляемые по проводам ракеты AS Submarine Tender (плавучая база подводных лодок)-12 для атаки субмарины в случае ее обнаружения в надводном положении. Той же ночью Южной Георгии достиг очередной британский разведчик Victor K. Mk 2 (XL189) с острова Вознесения. Экипаж самолета не обнаружил никаких признаков надводного противника в данном районе, но передал кэптену Янгу координаты нескольких замеченных айсбегов, которые могли представлять опасность для его кораблей.
В 03.30 после перехвата радиосигналов с Santa Fe на английских кораблях (на которых уже было «утро» – 07.30) закипела работа. Началась немедленная подготовка к вылету всех вертолетов. В 04.10 лейтенант-коммандер Стэнли поднял свой Wessex HAS. Mk 3 (XP142), получивший прозвище “Humphrey”, с палубы Antrim и устремился к заливу Ист-Кумберленд, которого он достиг в 04.40, но не обнаружил там никакой подводной лодки. Обследовав залив, Стэнли пролетел к северу до мыса Банфф, после чего вернулся в Ист-Кумберленд. Метеорологические условия для поиска были отвратительными – потолок облачности составлял всего 400 футов, видимость от 1000 до 2000 ярдов. При этом Стэнли сознательно лишь пару раз кратковременно включал вертолетную РЛС Радио-локационная станция, чтобы не демаскировать себя. Огромной помехой для вертолетчиков стали также мельтешащие в этом районе колоссальные стаи разнообразных морских птиц, (включая гигантских альбатросов), превращавших выполнение полетов в форменную пытку для пилотов из-за ежеминутной угрозы столкновения.
В это время Santa Fe медленно шла в тумане к выходу из залива. Пройдя мимо мыса Короля Эдуарда, лодка около 05.00 (около 09.00 по Гринвичу) была уже в пяти милях от открытого моря и Бикаин отдал приказ готовиться к погружению. В этот момент Стэнли, снова углубившийся в Ист-Кумберленд, тоже повернул на север, и через несколько мгновений экипаж “Humphrey” с дистанции всего полумили увидел впереди шедшую в том же направлении аргентинскую субмарину. С борта Wessex немедленно был передан условный радиосигнал “Wolf, Wolf”, означавший обнаружение подводной лодки противника в надводном положении – первый такой сигнал на Королевском флоте с мая 1945 года! Практически одновременно и на Santa Fe раздался истошный крик одного из сигнальщиков: «Helicoptero to Popaaa!» («Вертолет по корме!»). Бикаин немедленно приказал пробить боевую тревогу, но не отдал приказ на срочное погружение, поскольку полагал, что вертолет наверняка вооружен противолодочными торпедами Мк 46, которые были способны поражать только цели, находящиеся на глубине более 9 м, и поэтому решил, что для лодки безопаснее оставаться на поверхности. Увы, командир Santa Fe ошибся и “Humphrey” нес в этот момент не торпеды, а две 250-фунтовые глубинные бомбы Мк 11 образца 1943 года. Впрочем, все равно у аргентинцев не оставалось времени даже на погружение – Стэнли действовал без промедления. Догнав лодку, Wessex ровно в 05.00 сбросил обе бомбы. Обе разорвались примерно в 20 футах по борту близ кормовой оконечности субмарины, буквально выбросив корму из воды. Santa Fe получила серьезные повреждения балластных и топливных цистерн, на лодке временно произошло обесточивание и вышла из строя внутрикорабельная связь.
После обнаружения вертолета Бикаин приказал всем находившимся наверху ради безопасности спуститься вниз. В момент взрывов в центральном посту лодки возникла даже паника, однако командир быстро овладел ситуацией. Полагая, что лодка уже не может погружаться, Бикаин принял решение уходить обратно в Грютвикен, сообщив об этом по радио гарнизону. Santa Fe описала циркуляцию и двинулась к Британской антарктической станции, оставляя за собой хорошо видимый след вытекающей нефти. На мостик лодки были высланы семеро членов команды, вооруженные винтовками M1 Garand и FAL, чтобы отражать следующие атаки вертолетов, а часть экипажа образовала живую цепочку для непрерывной подачи стрелкам патронов.
Новые атаки не замедлили последовать, тем более, что видимость начала быстро улучшаться. Немедленно после взрыва глубинных бомб Wessex Стенли снова устремился к лодке. Вертолет беспрерывно облетал Santa Fe по кругу, а петти-офицер Дэвид Фицжеральд поливал ее огнем из 7,62-мм пулемета, установленного в дверном проеме. Ответный винтовочный огонь аргентинских моряков оказался полностью безрезультатным. Тем временем уже в 05.05 к месту действия прибыл второй британский вертолет – пилотируемый лейтенант-коммандером Барри Брайантом Lynx HAS. Mk 2 (XZ725, бортовой номер «341») с фрегата Brilliant. Этот Lynx вылетел почти одновременно с “Humphrey” для поиска лодки вдоль побережья к северу от Ист-Кумберленд, однако, получив сигнал от Стэнли, поспешил ему на подмогу. Вертолет, увы, был вооружен парой 324-мм торпед Мк 46, бесполезных против подводной лодки, находящейся в надводном положении. Брайант, тем не менее, сбросил одну из торпед по субмарине – как и следовало ожидать, без какого-либо результата – после чего присоединился к “Humphrey” в пулеметном обстреле лодки. Радиосообщения с Lynx на КВ частоте принимались не только на находящемся в 60 милях от места боя Brilliant, но даже в 1000 миль к северу в кабинах самолетов Sea Harrier на палубах идущих к Фолклендам авианосцев Hermes и Invincible, где летчики с удивлением слышали своего рода репортаж в прямом эфире об охоте на вражескую подводную лодку!
На Endurance подняли в воздух свой первый Wasp HAS. Mk 1 (XS527, бортовой номер «434»), пилотируемый лейтенант-коммандером Тони Эллербеком и вооруженный парой ракет AS Submarine Tender (плавучая база подводных лодок)-12, немедленно по получении сигнала от Стэнли. В 05.12 вертолет достиг Ист-Кумберленда и, обнаружив Santa Fe, сразу же произвел по ней пуск обеих ракет. Первая ракета угодила в ограждение рубки, однако попросту прошила ее насквозь, задев при этом за ногу и покалечив стоявшего на мостике молодого матроса Альберто Мачиа (выполнявшего на лодке обязанности официанта, а теперь ведшего огонь по вертолетам из винтовки), после чего разорвалась уже на противоположном борту корабля, практически не причинив повреждений. Вторая ракета врезалась в воду, не долетев примерно 30 ярдов до лодки.
После этого все три вертолета начали возвращение на свои корабли для перезарядки вооружения. На смену им в 05.40 прибыл второй Lynx HAS. Mk 2 с фрегата Brilliant – XZ729 (бортовой номер «342») лейтенант-коммандера Дж. Кларка. Вертолет был вооружен только пулеметом в проеме двери, и второй член экипажа лейтенант П. Маккей затеял интенсивную перестрелку с подводниками. Спустя несколько минут вновь появился Wasp Эллербека с Endurance, произведший пуск двух новых ракет AS Submarine Tender (плавучая база подводных лодок)-12. Первая ракета вследствие сбоя в системе управления пошла вбок от линии прицеливания и упала в воду примерно в 250 м в стороне от подводной лодки, но вторая угодила точно в ограждение рубки, сделав там дыру, однако не взовалась. К этому времени Santa Fe уже обогнула мыс Короля Эдуарда и входила в бухту Грютвикен. В 05.53 на сцене появился пилотируемый лейтенант-коммандером Джоном Дрэнсфилдом Wasp HAS. Mk 1 (XT429, бортовой номер «445») с фрегата Plymouth, несущий одну ракету AS Submarine Tender (плавучая база подводных лодок)-12. Дрэнсфилд выпустил ее с 5000 ярдов, попав в корпус лодки в район ватерлинии и в результате серьезно повредив цистерны главного балласта.
В 06.00 Santa Fe подверглась атаке второго Wasp HAS. Mk 1 с ледокола Endurance – XS539 (бортовой номер «435», командир экипажа лейтенант Тим Файндинг). Он промахнулся первой ракетой AS Submarine Tender (плавучая база подводных лодок)-12 примерно на 50 ярдов, зато вторая попала в ограждение рубки – и снова взрыватель не сработал! Бесперывно ведущие огонь из пулеметов Lynx Кларка и Wasp Файндинга продолжали наседать. В свою очередь теперь к защите подводной лодки, находившеся уже в бухте Грютвикен, присоединился аргентинский гарнизон Южной Георгии, ведший огонь по английским вертолетам с мыса Короля Эдуарда и из Грютвикена из пулеметов и автоматических винтовок. Прибывшие несколькими часами ранее на Santa Fe противотанкисты даже послали по вертолетам одну ПТУР Bantam – впрочем, без всякого шанса на успех. В целом аргентинская стрельба оказалась малоэффективной и причинила лишь небольшие повреждения вертолету Файндинга. Впрочем, столь же малорезультативным оказался и пулеметный огонь с британских вертолетов – вся верхняя палуба и ограждение рубки были испрещены следами пуль, однако ни один из находившихся наверху аргентинсих моряков от них не пострадал.
В 06.12 к месту боя снова прибыл Wessex HAS. Mk 3 (XP142) Стенли, несущий пару все тех же глубинных бомб Мк 11. Однако поскольку вражеская подводная лодка уже находилась вплотную у берега на мелководье, то применить их не было возможности, к тому же субмарина была явно повреждена. Поэтому Стэнли, передав о последнем соответствующее сообщение, вернулся на Antrim. На свои корабли полетели и два других круживших над Грютвикеном вертолета. Однако ввиду того, что радиоаппаратура вертолетов Wasp с Endurance была настроена на другую частоту, то поднявшийся с ледокола в третий вылет за утро Эллербек не получил никакого сигнала от Стэнли. Wasp HAS. Mk 1 XS527 появился в Грютвикене в 06.25, и Эллербек с ходу произвел ракетную атаку. Первая ракета AS Submarine Tender (плавучая база подводных лодок)-12 не сошла с направляющей, однако вторая успешно стартовала, попала в нижнюю часть ограждения рубки Santa Fe и взрывом полностью вывела из строя все выдвижные устройства лодки - командирский перископ, антенны радиосвязи и «шнорхель». С Santa Fe как с боевым кораблем было окончательно покончено. Около 07.00 подводная лодка с пожаром в ограждении рубки, с креном и дифферентом приткнулась к берегу у причала Британской антарктической станции. Крен на левый борт ввиду повреждения балластных цистерн медленно нарастал и Бикаин приказал команде сойти на берег.
Старший помощник командира капитан де корбета Михелис предложил своему командиру немедленно взорвать либо затопить лодку, но Бикаин отказался это сделать, поскольку вовсе не считал борьбу оконченной – он еще рассчитывал в течение дня произвести полный осмотр состояния своего корабля, подремонтировать что возможно, и, если удастся, выскользнуть из бухты Грютвикен на следующую ночь. Однако англичане не оставили ему времени. После нейтрализации Santa Fe командир TG317.9 кэптен Янг решил, что пора немедленно нанести решающий удар по Южной Георгии. Хотя основные десантые силы (рота «М» 42-го полка морской пехоты) по-прежнему находились на танкере Tidespring в 200 милях севернее, Янг быстро создал импровизированную десантно-штурмовую группу из числа подразделений, находившихся на Antrim и Endurance – отряды бойцов SAS и SBS, корабельный отряд морской пехоты Antrim, минометная и разведывательная секции из состава роты «М» 42-го полка. Всего набралось 75 человек, командование которыми принял находившийся на Antrim заместитель командира 42-го полка майор Гай Шеридан. В 09.45 Шеридан провел на борту эсминца «брифинг» для всех выделенных в десант военнослужащих, поставив им соответствующие задачи. В 10.15 Antrim и Plymouth вошли в залив Ист-Кумберленд и открыли огонь по местам предполагаемого нахождения аргентинских оборонительных позиций из 114-мм артустановок Mk 6. Для корректировки артобстрела Wasp Эллербека в 10.20 высадил наблюдателя-корректировщика на холме Дартмут в четырех милях южнее мыса Короля Эдуарда.
В 10.45 началась высадка английских десантников в Хестеслеттене в двух с половиной милях южнее Грютвикена. Переброска их велась тремя вертолетами - Wessex Стэнли и обеими Lynx - каждый из которых брал за рейс по восемь человек. К 12.20 доставка людей и снаряжения на остров была полностью завершена и английские подразделения перешли в наземное наступление на Грютвикен. Plymouth тем временем перенес огонь непосредственно на окрестности Грютвикена, в то же время тщательно избегая нанесения какого-либо повреждения постройкам. Хотя аргентинцев на берегу было примерно втрое больше, чем англичан (137 военнослужащих аргентинской морской пехоты, 90 членов экипажа Santa Fe и 38 гражданских рабочих) моральный дух гарнизона и его командиров был серьезно надломлен событиями утра. Численность высаженных британских сил была оценена с большим преувеличением. Сильное психологическое воздействие оказывало и сознание, что атаку ведут «страшные» английские «коммандос». Не успели британцы войти в Грютвикен, как в 13.00 прокомандовавший менее 12 часов гарнизоном острова капитан де корбета Луис Лакес сообщил капитану де корбета Бикаину о своем намерении капитулировать, дабы, как он выразился, «избежать резни». В 13.05 над Грютвикеном взвились белые флаги. Спустя несколько минут Эллербек на своем вертолете Wasp доставил в поселок майора Шеридана, принявшего капитуляцию аргентинских сил, включая и подводную лодку Santa Fe. В 17.30 25 апреля кэптен Янг с борта Antrim дал радиограмму в Лондон: “Be pleased to inform Her Majesty that the White Ensign files alongside the Union Flag at Grytviken” («Рад сообщить Ее Величеству, что флаг Святого Георгия развевается рядом с флагом Соединенного Королевства в Грютвикене»).
Окончательная формальная капитуляция аргентинцев на Южной Георгии была подписана Лакесом и Бикаином на борту Antrim тем же вечером. Утром 26 апреля на борту фрегата Plymouth в Лейте подписал капитуляцию находившегося там подразделения предшественник Лакеса на посту командующего гарнизоном Южной Георгии капитан де корбета Альфредо Астиц. В ходе всей операции “Paraquat” единственным пострадавшим человеком с обеих сторон оказался матрос Альберто Мачиа с Santa Fe. Немедленно после сдачи аргентинских сил он был эвакуирован вертолетом на Antrim, где ему была сделана операция. Ему удалось спасти жизнь, но пришлось ампутировать искалеченную ногу.
Аргентинское командование на материке с утра 25 апреля не располагало никакими точными сведениями о положении на Южной Георгии, поэтому некоторое время считало, что гарнизон оказывает сопротивление. 26 апреля была предпринята попытка оказать ему поддержку, когда три аргентинских бомбардировщика Canberra B. Mk 62 из состава 2-й авиагруппы ВВС Военно-воздушные силы, несущих по две 1000-фунтовые авиабомбы, вылетели с морской авиабазы Трелев для атаки британских кораблей у Южной Георгии. Лидирование группы осуществлялось самолетом Boeing 707, а непосредственное целеуказание и наведение на корабли должен был осуществлять вылетевший к острову самолет КС-130Н. Хотя самолет Hercules сумел обнаружить противника, однако сама операция провалилась. Вскоре после вылета головная Canberra была вынуждена вернуться из-за невыработки топлива из подвесных баков, а два других бомбардировщика, преодолев большую часть маршрута, попали в столь сложные метеоусловия (которые, по сообщению КС-130Н, наблюдались и над островом), что ни о какой атаке не могло быть и речи, и самолеты возвратились обратно. Утром 27 апреля эти же три Canberra были вновь подготовлены к вылету, но когда самолеты уже выруливали на взлет, аргентинское руководство уже получило точную информацию о капитуляции на Южной Георгии, поэтому вылет был отменен.
Тем временем перед англичанами встал вопрос, что делать с Santa Fe, которая перегораживала проход к причалу Британской антарктической станции в Грютвикене, и к тому же имела борту 23 торпеды вкупе с неисправной аккумуляторной батареей. 26 апреля командир лодки Бикаин обратился с просьбой к английскому командованию выгрузить с нее личные вещи членов экипажа, а также продовольствие и медикаменты. Это было позволено и в тот же день произведено группой унтер-офицеров под конвоем британских морских пехотинцев. При этом некоторым аргентинцам удалось тайком открыть клапана забортной арматуры в гальюне и на камбузе, вызвав дополнительные затопления на лодке. 27 апреля кэптеном Янгом было решено переместить лодку примерно на 2000 метров к северу к старому китобойному заводу в северной части бухты Грютвикен, и Янг обратился с просьбой к Бикаину оказать в этом содействие. После совещания со свои старпомом Михелисом Бикаин дал согласие, при этом лелея замысел затопить лодку на этом коротком переходе. Руководство переводом Santa Fe с английской стороны было возложено на командира фрегата Brilliant кэптена Джона Коуарда, бывшего подводника, которому со всех четырех британских кораблей было выделено еще несколько моряков, служивших ранее на подводных лодках. Бикаин отобрал шестерых унтер-офицеров из своего экипажа и под строгим наблюдением людей Коуарда и конвоя английских морских пехотинцев (по двое на каждого аргентинца!) был допущен на Santa Fe.
Маленькая команда Бикаина, используя запас воздуха высокого давления, продула часть балластных цистерн подводной лодки, сняв ее с грунта, и под электромоторами двинула Santa Fe к указанной англичанами точке. В этот момент на лодке неожиданно раздались выстрелы. В кормовом отсеке аргентинские унтер-офицеры Ибало и Феликс Артузо должны были осуществить удифферентовку лодки, используя соответствующие клапана. При этом находившиеся с ними в отсеке английские морские пехотинцы были проинструктированы строго следить затем, чтобы аргентинцы ни в коем случае не прикасались к расположенным по правому борту клапанам цистерн главного балласта, используя которые можно было погрузить лодку. Англичане имели в своем распоряжении чертежи подводной лодки типа Balao с указанием всех устройств, и на основании них и инструктировали морских пехотинцев - однако, по несчастливой случайности, на Santa Fe (бывшей SS339 Catfish), как и на всех лодках, построенных на верфи Electric Boats, расположение ряда технических средств отличалось от стандартного, в том числе было изменено местами и положение обеих вышеуказанных клапанов: клапана главного балласта находились на ней в этом отсеке по левому борту, а клапана дифферентовочной цистерны – по правому. Поэтому, когда Артузо двинулся к правому борту к рычагам клапана удифферентовки, английские морские пехотинцы в полном соответствии с указаниями решили, что он пытается открыть клапана главного балласта. После того, как Артузо, к тому же не знавший английского языка, не отреагировал на окрик, английский солдат выстрелил и смертельно ранил аргентинского унтер-офицера. Другой морской пехотинец высунулся из кормового люка и, стреляя в воздух, стал кричать, что аргентинцы пытаются затопить лодку. Пользуясь возникшей суматохой, Бикаину и его людям в центральном посту и в других отсеках действительно удалось открыть ряд «лишних» клапанов. Вскоре после достижения указанного места у старого китобойного завода Santa Fe стала оседать и к вечеру 27 апреля наполнилась водой, сев на грунт на глубине 21 м с креном 25 градусов на левый борт с небольшим дифферентом на корму и оставив на поверхности только ограждение рубки и верхнюю палубу носовой части. Тем не менее, до сих пор неясно, было ли это затопление результатом сознательных саботажных действий Бикаина (как утверждал он сам), или являлось следствием боевых повреждений, полученных 25 апреля. Скорее всего, все-таки первое ближе к истине, поскольку прочный корпус лодки английскими атаками поврежден не был и затоплений 25 апреля не имел. Сами англичане, впрочем, без особо сожаления отнеслись к затоплению Santa Fe на новом месте и позднее даже дополнительно подорвали ее винто-рулевую группу подрывными зарядами для окончательной «иммобилизации».
После достижения лодкой старого китобойного завода Бикаин набросился на кэптена Коуарда с потоком испанских и английских ругательств, обвиняя его в «сознательном убийстве» Артузо. Англичанин молча перенес град оскорблений. Последующее расследование оправдало морского пехотинца, хотя британское командование и выразило «сожаление» в связи с гибелью аргентинца, ставшего единственной жертвой всей кампании по возвращению Южной Георгии. Феликс Артузо был с воинскими почестями похоронен англичанами на берегу бухты Грютвикен.
В тот же день 27 апреля все пленные аргентинцы с Южной Георгии, включая и экипаж Santa Fe, были обеими вертолетами Lynx фрегата Brilliant переброшены на подошедший к острову танкер Tidespring. Под эскортом эскадренного миноносца Antrim танкер 30 апреля вышел к острову Вознесения, куда прибыл 11 мая. На следующий день, 12 мая, все аргентинцы были зафрахтованным пассажирским самолетом авиакомпании KLM репатриированы в Уругвай, откуда 13 мая аргентинское судно доставило их в Буэнос-Айрес, где им была организована торжественная встреча.
Даже в полузатопленом состоянии у старого китобойного завода в бухте Грютвикен Santa Fe, тем не менее, представляла определенную опасность для судоходства. Поэтому позднее министерство обороны Великобритании провело специальную операцию “Hokehamton” по подъему и перезатоплению подводной лодки. Для этого к Южной Георгии были направлены спасательное судно Королевского флота Goosander и зафрахтованный коммерческий буксир Salvageman.
Работы, начатые 4 ноября 1984 года, велись в сложнейших метеорологических условиях и потребовали большого объема водолазных работ (всего в ходе “Hokehamton” было произведено 868 погружений водолазов, из которых в 42 случаях они проникали внутрь лодки). После откачки топлива, герметизации корпуса и подведения 10 понтонов подводная лодка была поднята с грунта 11 февраля 1985 года и отбуксирована к берегу. 20 февраля после соответствующей подготовки корпус Santa Fe был отведен к мысу Короля Эдуарда и затоплен на глубоком месте.