Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
X флотилия 

10 ноября (28 октября по старому стилю) 1916 г. около 21 часа посты наблюдения и связи русского Балтийского флота, расположенные на о. Даго (Хийумаа) и у Ревеля (Таллин), засекли несколько взрывов на минных заграждениях так называемой передовой позиции у входа в Финский залив. Русских кораблей в море не было, значит, преодолевали передовую позицию немцы. И в 2 часа 30 минут 11 ноября эсминцы противника начали обстреливать из орудий Балтийский порт (ныне эстонский город Палдиски). В течение получаса они вели огонь. Затем отряд опять направился в сторону минного поля.

На перехват неприятеля выходила минная дивизия Балтийского флота, но из-за сильного тумана ей вскоре пришлось вернуться. И все же береговые посты до 8 часов утра перехватывали сигналы "ММ" ("Имею минную пробоину") от немецких кораблей, находившихся в районе передовой позиции.

Словом, "немногие вернулись с поля" - всего четыре эскадренных миноносца из состава Х германской флотилии. Уходили на задание в Финский залив одиннадцать кораблей. Флотилия перестала существовать, хотя русские не произвели в ту ночь ни одного орудийного выстрела, ни одной торпедной атаки.


Наши историки обратились к этой не вполне понятной операции немцев после выхода в свет воспоминаний бывшего начальника Х флотилии капитана 1-го ранга Франца Витинга, в ту ночь находившегося на эсминце S-56. Эту книгу в 1921 г. выпустило мюнхенское издательство Лемана. Называлась она "На море непобедимы".

Витинг подробно восстановил картину той ночи. Флотилия, состоявшая из 11 эсминцев, направлялась в Финский залив, "имея назначение" найти и атаковать русские силы. Эсминцы шли кильватерным строем 21-узловым ходом. Через два часа флагман получил первое трагическое известие, что один из трех концевых кораблей (V-75) наскочил на мину. Согласно инструкции при каждом подорвавшемся судне должны оставаться два соседних. И начальник флотилии принимает решение продолжать операцию с 8 эсминцами.

Тогда Витинг еще не знал, что второй взрыв разнесет V-75 на части, а подошедший к нему на помощь S-57 также подорвется. Это уже не было случайностью. Командир G-89, приняв на борт команды двух ушедших на дно эсминцев, понял безвыходность ситуации и повернул обратно в Либаву. Только около полуночи (по петербургскому времени) начальник флотилии, уже пройдя передовую позицию, получил радиодонесение о причинах гибели V-75 и S-57.

После 2-часового безрезультатного поиска русских судов в устье Финского залива Витинг направил свои эсминцы к Балтийскому порту. Обстреляв город, флотилия стала поспешно уходить домой. Капитан 1-го ранга, имея координаты "встречи с минами" V-75 и S-57, приказал взять курс севернее. Но уже через час до флагманского корабля донеслись отзвуки взрыва и орудийной стрельбы в конце кильватерного строя. Предполагая, что появились русские крейсера, начальник флотилии начинает разворачивать головные корабли для боя...

Но, оказалось, причины "кильватерной сумятицы" в другом - подорвался шедший седьмым V-72. Его попытался взять на буксир V-77, но когда это не получилось, снял с него команду и несколькими залпами добил своего "собрата", что Витинг и принял за атаку русских. Через несколько минут капитан 1-го ранга понял свою ошибку. Ведь сразу после поворота G-90 налетел на мину. Теперь начальник флотилии решил нарушить режим радиомолчания, чтобы разобраться в обстановке и собрать эсминцы в строй. В ответ послышались тревожные доклады: вокруг наблюдаются мины заграждения.

Витинг назвал это "захлопнутой мышеловкой". За те три часа, что судьба отвела немцам на выход "к собственным водам", в эфире прозвучали еще три сигнала "ММ" - от S-58, S-59 и V-76. Добивали поврежденные эсминцы своими же торпедами.

В книге "На море непобедимы" приводится лишь описание неудачного похода. Впервые перевод воспоминаний бывшего начальника Х флотилии на русский язык изложен в "Морском сборнике" №№ 8-9 за 1922 г. Ответ на вопрос, почему Витинг повел свои новейшие эсминцы через передовую позицию русского Балтийского флота, не появился и в журнальной статье.

В 1939 г. "Морской сборник" (№10) вновь возвращается к этой теме. Теперь уже при анализе событий используются и "некоторые неопубликованные в печати немецкие официальные документы". В итоге "Морской сборник" делает вывод, что германцы, "имея общие сведения о создании русскими передовой позиции, точного места заграждений не знали... Таким образом, чрезмерная самоуверенность, породившая недооценку существующего оборудования этого района, явилась основанием для посылки Х флотилии в набег через наиболее действительно загражденный минами район".

Валентин Пикуль в своем романе-хронике "Моонзунд" как бы развивает эту версию, посвятив гибели флотилии Витинга почти целую главу. Сюжет начинается с того, как русская морская разведка подсунула кайзеровскому лейтенанту якобы секретные карты с планами минных постановок у Финского залива, где и были обозначены фарватеры для прохода кораблей. Очень удобная версия, но все же "Моонзунд" - творение художественное, хотя в его основе - документы и воспоминания участников тех событий.

1
Все 1 фотографий в архиве (0,23 Mb)

233 Kb
версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.