Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяВооруженияБаллистические ракетыРоссияSSN-6 Sawfly
ПроектИспользуются(3)  
СтранаРоссия
Масса ракеты14.2 т
Диаметр1.5 м
Длина8.89 м
Максимальный вес боевой части6500 кг
Дальность полета2500 км

Постановлением СМ № 386-179 от 24 апреля 1962 года было принято решение о начале разработке ракеты Р-27 комплекса Д-5. Ей планировалось вооружить проектируемые ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Yankee I.

Комплекс Д-5 проектировался универсальным (впервые мире). Он включал в себя баллистическую ракету Р-27 для поражения наземных стационарных объектов и баллистическую ракету Р-27К , оснащенную пассивной радиолокационной головкой самонаведения. БР Баллистическая ракета Р-27К служила для поражения надводных кораблей и их соединений.

В качестве топлива использовались азотистый тетраксид (AT) + несимметричный деметилгидразин (НДМГ). Новшеством была заводская заправка ракет компонентами топлива с последующей ампулизацией ракет. Это позволило существенно увеличить сроки хранения ракет в шахтах подводной лодки и улучшить их эксплуатационные характеристики. Кроме того такое решение позволило отказаться от устройств заправки и хранения топлива в местах эксплуатации ракет, то есть на базах ПЛ Подводная лодка. Естественно это упростило и удешевило эксплуатацию ракет комплекса Д-5.

Корпус ракеты , выполненный из сплава Амг6, был облегчен за счет применения метода глубокого химического фрезерования в виде «вафельного» полотна. Между баком горючего и баком окислителя помещалось двухслойное разделяющее днище. Такое решение позволило отказаться от межбакового отсека и тем самым сократить габариты ракеты. Двигатель был двухблочный. Основной блок с тягой 23 т, размещался в баке горючего. Рулевой с тягой в 3 т размещался на днище бака с горючим. На БР Баллистическая ракета Р-27 впервые установлена инерциальная система управления, чувствительные элементы которой размещались на гиростабилизированной платформе.

Очень оригинально была размещена аппаратура управления. Приборного отсека как такого не было. Вся электроника управления размещалась в герметизированном объеме, образованном полусферическим верхним днищем бака окислителя. В нижней части ракеты размещался переходник, предназначенный для стыковки ракеты с пусковой установкой. Кроме того он образовывал воздушный колокол, снижающий пик давления при запуске двигателя в затопленной водой шахте. Пусковая установка принципиально новой схемы. Она включала в себя пусковой стол и размещаемые на ракете резиново-металлические амортизаторы (РМА). Ракета была без стабилизаторов, что в сочетании с РМА позволило уменьшить диаметр шахты. Корабельная система повседневного и предстартового обслуживания ракеты обеспечивала автоматизированное дистанционное управление и контроль за состоянием систем с единого пульта, а автоматизированное централизованное управление предстартовой подготовкой, стартом ракет, а также проведение комплексных регламентных проверок всех ракет осуществлялось с пульта управления ракетным оружием (ПУРО). Исходные данные для стрельбы вырабатывала боевая информационно-управляющая система «Туча».

Испытания комплекса Д-5 начались осенью 1965 года. Вначале были проведены бросковые испытания натурных макетов 4К-10 ракеты Р-27 с плавстенда ПСД-5. В сентябре было проведено два запуска. В ноябре 1963 года ЦКБ Центральное конструкторское бюро-16 (в последствии ЦПБ "Волна") передало на завод № 444 проектную документацию на переоборудование опытной подводной лодки проекта 613Д5 в проект 613Д7 для испытаний макетов ракет Р-27. Лодка вступила в строй 23 декабря 1965 года. В январе 1967 года начались испытания макетов 4К-10 ракет Р-27 с подводной лодки проекта 613Д5. В ходе испытаний проверялось поведение ракеты при выходе из-под воды на начальный участок воздушной траектории на подводном ходу лодки и функционирование всех систем, обслуживающих ракету. 18 января был произведён первый пуск макета с ПЛ Подводная лодка, движущейся на глубине 45 м со скоростью ПЛ Подводная лодка 3 узла. При этом волнение моря достигало 3- баллов, а скорость ветра 8 баллов. Всего было проведено 6 пусков. Последний был произведён 10 августа 1967 года. Затем на Северном флоте начались полномасштабные лётные испытания на головной ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами пр.667А К-137 (впоследствии преименована в "Ленинец"). Запуск ракет осуществлялся с глубины 40-50 м.время предстартовой подготовки составило около 10 мин, интервал стрельбы между пусками ракет - 8 с (при залповой стрельбе). При стрельбе на максимальную дальность время работы двигателя ракеты составляло 128,5 секунд, высота конца активного участка 120 км и максимальная высота траектории 620 км. Всего было произведено шесть пусков. По результатам испытания

13 марта 1968 года вышло постановление СМ № 162-164 от по которому комплекс Д-5 с ракетой Р-27 был принят на вооружение ВМФ Военно-морской флот.

Парралельно с проектированием БР Баллистическая ракета Р-27 велась разработки её модификации Р-27К с самонаводящейся боевой частью. Она предназначалась для поражения надводных целей. В отличие от Р-27 она была оснащена небольшой второй ступенью. Стартовый вес ракеты составил 13.25 т, длина около 9 м, диаметр 1,5 м. Максимальная дальность стрельбы 900 км. Головная часть моноблочная. Управление на пассивном участке траектории велось но информации пассивного радиолокационного визирующего устройства, обрабатываемой в бортовой цифровой вычислительной системе. Наведение боевого блока на подвижные цели осуществлялось по их радиолокационному излучению двукратным включением двигательной установки второй ступени на внеатмосферном участке полета. В 1974 году ракеты Р27К были приняты в опытную эксплуатацию. Ими была вооружена только одна АПЛ Атомная подводная лодка.

Через три года (10 июня 1971) после принятия комплекса Д-5 на вооружение вышло остановление СМ о его модернизации. Согласно ТТЗ Тактико-техническое задание разрабатывался вариант ракеты с тремя боеголовками, которые, впрочем не имели сиситемы индивидуального наведения. При этом дальность полёта была такой же как и у Р-27 или с моноблочной головной часть, но при этом дальность стрельбы увеличивалась на 20% а точность на 15%. На ракете был установлен двигатель с повышеной силой тяги и более совершенной системой управления. Комплекс получил наименование Д-5У, а ракета - Р-27У. Пуски с подводной лодки проводились с сентября 1972 года по август 1973 года. Старты происходили с глубины 42-48 м, при волнении моря до 5 баллов и скорости лодки от 3,7 до 4,2 узлов. Всего было произведено 16 пусков, все из которых были признаны удачными. Постановлением СМ № 8-5 от 4 января 1974 года комплекс Д-5У с ракетой Р-27У, оснащенной моноблочной или тремя разделяющимися боеголовками, был принят на вооружение. Комплекс Д-2У состоял на вооружении до 1990 года. Всего за это время был произведен 161 пуск ракет Р-27У, из которых 150 было успешных.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.