Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяВооруженияСамолетыЯпонияOhka
Проект(13)  
СтранаЯпония
Стартовый вес1600 кг
Вес боевой части600 кг
Длина6,88 м
Высота1,16 м
Размах крыла4,12 м.

Японский самолет-снаряд Ohka был единственным в мире боевым управляемым снарядом воздух - земля, у которого в качестве системы управления использовался человек-смертник.

Самолет-снаряд Ohka модель 11 (Цветок вишни) имел нормальную самолетную аэродинамическую схему. Длина его составляла 6,1 м, высота 1,15 м, размах крыла 5,12 м. Стартовый вес 2140 кг. В кабине устанавливались кресло пилота и 2 броневых листа толщиной 6 мм для защиты летчика сзади и снизу.

Боевая часть весом 1200 кг была размещена в передней части снаряда перед кабиной и содержала 450 кг тринитроанизола. Взрыватель контактный.

В хвостовой части фюзеляжа находилась двигательная установка. Первоначально намечалось использовать ЖРД Жидкостно-реактивный двигатель, чтобы достичь максимальной дальности, но из-за отсутствия собственных эффективных двигателей и сложностей в освоении германских было решено использовать связку из трех твердотопливных двигателей (Тип 4-1) модель 20 с общей тягой около 800 кг, которая развивалась в течение 8-10 с. Два таких же двигателя, только с отклоненными соплами, могли подвешиваться под крыльями.

Шасси для боевого варианта не предусматривались, а во время испытаний использовались посадочная лыжа и предохранительные дуги на крыльях.

Самолетом-носителем для самолета-снаряда Ohka был переоборудованный бомбардировщик G4M2e модель 24J (американское обозначение ). Грузоподъемность бомбардировщика составляла 1000 кг, а стартовый вес Ohka - 1400 кг. Поэтому доработка бомбардировщика заключалась в максимальном его облегчении: с него снималось все лишнее оборудование, уменьшался запас топлива. Створки бомбоотсека снимались, а сам бомбоотсек удлинялся, чтобы в него можно было в полуутопленном положении поместить снаряд. В результате переоборудованный бомбардировщик имел большую длину разбега, плохую маневренность и управляемость.

Первые летные испытания были проведены 23 октября 1944 г. на аэродроме в Сагами. Полет проводился без включения двигателей. А месяц спустя, на аэродроме в Касима, был проведен первый полет с включенными двигателями. На испытаниях самолет-снаряд Ohka в горизонтальном полете на высоте 3500 м показал скорость 462 км/ч, что было значительно меньше проектной (800-900 км/ч).

При проектировании снаряда Ohka его сброс с самолета-носителя предполагался на высоте 6-8 км на дальность 40-80 км от цели. Ohka на первом участке двигался в режиме планирования. На середине дистанции летчик включал двигатели и разгонял снаряд, на дистанции около 5 км от цели - переводил снаряд в пикирование ~~- под углом до 50°.

Как уже говорилось, реальная скорость и дальность Ohka модель 11 оказались меньше расчетной. А цель летчику снаряда, почти не имевшему возможности маневрировать, было достаточно трудно найти. Поэтому в боевых условиях самолеты-носители производили сброс Ohka после визуального обнаружения кораблей противника, т. е. на дистанции 20-30 км. После сброса пилот сразу включал двигатели и шел на цель.

Перед запуском Ohka самолет-носитель вынужден был лететь на постоянной высоте, неизменным курсом и на небольшой скорости. Это был очень удобный момент пилотами американских истребителей для перехвата японских бомбардировщиков. Поэтому потери были большие.

Первое боевое применение Ohka произошло во время боев за Окинаву. Утром 21 марта 1945 г. японский самолет-разведчик обнаружил к югу от Кюсю 3 американских авианосца. Японское командование решило использовать новое оружие. Для атаки 16 бомбардировщиков были вооружены самолетами-снарядами Ohka, а 2 - обычными бомбами. Бомбардировщики прикрывали 30 истребителей. На подходе к цели в 14 ч эта авиагруппа была атакована 50 палубными истребителями «Хэлкэт». Все японские бомбардировщики были сбиты, не успев запустить самолеты-снаряды. Также были сбиты 15 истребителей прикрытия. Так неудачно закончилась первая атака.

В следующий раз снаряды Ohka были применены в ходе боев за Окинаву. 1 апреля 1945 г. с базы Каноя вылетело 3 бомбардировщика с подвешенными снарядами Ohka и 3 истребителя Mitsubishi A6M Reisen (Zero-Sen) Японцам удалось повредить американский линкор West Virginia и транспорт «Альпине». После боя уцелел только 1 японский бомбардировщик.

12 апреля 1945 г. 9 самолетов-носителей со снарядами Ohka, 80 самолетов-камикадзе и 100 истребителей прикрытия атаковали американские корабли. После завершения операции японцы заявили о потоплении трех линкоров, но после войны выяснилось, что снарядами Ohka модель 11 был потоплен лишь эсминец «Маннерт Л.Абаль» и поврежден эсминец «Стенли».

14 апреля была предпринята еще одна атака семи самолетов-снарядов Ohka. В результате был поврежден американский эсминец «Сиглсби», впрочем, он мог быть поврежден и другим самолетом-камикадзе.

16 апреля 6 снарядов Ohka предприняли очередную атаку, в результате которой японцы заявили о потоплении одного линкора. В последующих атаках 28 апреля, 4 мая, 11 мая и 22 июня было использовано 4, 7, 4 и 6 снарядов Ohka соответственно. По японским данным потери США составили авианосец, линкор и крейсер. На самом деле эти корабли не погибли.

На Окинаву было доставлено около 300 снарядов Ohka, но большая их часть погибла на земле под бомбежками американцев. Удалось запустить лишь несколько штук.

Первое применение снарядов Ohka планировалось раньше - на Филиппинское море, но авианосец Shinano, который должен был доставить туда 50 снарядов Ohka, был потоплен, не успев вступить в строй.

Американское командование, постоянно насаждавшее в войсках ненависть и презрение к врагу, изменило название снаряда Ohka и дало ему другое – “Бака”, что по-японски означает <придурок> или <сумасшедший>.

Низкую эффективность самолета-снаряда Ohka модель 11 японское военное руководство отнесло в первую очередь к малой дальности действия снаряда. Поэтому в 1945 г. был создан новый образец Ohka модель 22, который был оснащен комбинированной реактивной установкой.

Эта установка состояла из 4-цилиндрового поршневого двигателя воздушного охлаждения фирмы Хитачи GK4A Хатсуказэ 11 мощностью 110л. с., который приводил во вращение центробежный компрессор реактивного двигателя Tsu 11. Силовая установка обеспечивала тягу 200 кг. Топливом для обоих двигателей служил бензин, емкость бензобаков 290 л. Кроме того, под фюзеляжем можно было установить еще 2 твердотопливных реактивных двигателя Тип 4-1 модель 20 с общей тягой 540 кг, которая развивалась в течение 8-10 с. Воздух для работы двигателей и их охлаждения подавался от двух воздухозаборников, расположенных по бортам фюзеляжа. Выхлопные патрубки от поршневого мотора выводились вниз, а сопло реактивного двигателя - назад. Между соплом и обшивкой фюзеляжа был кольцевой зазор, который обеспечивал проход части воздуха для охлаждения камеры сгорания и сопла. Деревянные части стабилизатора в районе двигателя защищались металлической пластиной и асбестом. По расчетам, данная силовая установка должна была обеспечить крейсерскую скорость 427 км/ч и дальность полета 160 км.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.