Начать поиск
АПЛ / SSN
Исторические фильмыХудожественные фильмыДокументальные фильмыРазные роликиВеликий ВостокВзрыв в БременхафенеNorth CarolinaDoterelМонтанаCamperdown и VictoriaDrummond CastleГенерал СлокамУаратаEmpress of IrelandПервая мироваяS-5Миноносцы на камняхВестрисGeorges PhilipparНиобеяМорро КаслВторая мироваяGrandcampНороник...Подъем с глубиныРекорды "Гиннеса"Морские договорыМодели кораблейТак умирают кораблиНам пишутТы не поверишьХудожники рисуют корабли3D ScreensaverИгрыЮморСтаринные морские карты (XIII-XVIII в.в.)Морские сигнальные флагиМорские меры длиныОбъект 825Модели друга семьиЗарубежные ВМФРусские ВМФОфициальные ВМФВоенные ресурсыСправочники/ЭнциклопедииЗа линией фронтаВоенно-историческая библиотекаБоевые корабли мира на рубеже XX-XXI вековАрсенал коллекцияСерия "Война на море"Журнал "Морская кампания"Боевые корабли мираКорабли и сраженияБроненосцы русского флотаМемуарыРазноеАвстралияАвстро-ВенгрияАлжирАнглияАргентинаБразилияВенесуэлаГерманияГрецияДанияЕгипетИзраильИндияИндонезияИракИранИрландияИспанияИталияКабо-ВердеКанадаКитайКолумбияКубаЛатвияМалайзияМароккоМексикаМозамбикНамибияНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПакистанПольшаРоссияРумынияСаудовская АравияСингапурСШАТаиландТайваньТурцияУкраинаФилиппиныФинляндияФранцияШвейцарияШвецияЮАРЮгославияЮжная КореяЯпония
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрьСмерть в боюПожар/ВзрывСтолкновениеПриродные явленияПричина не известнаГражданское судно на войнеДругое
Александр IIIБеклемишев Михаил НиколаевичДэвид БиттиРоберт БлейкЖюль ВернЛеонардо да ВинчиСебастьян Ле Претр де ВобанГоршков Сергей ГеоргиевичСальвадор ДалиКарл ДёницДжон Рашуорт ДжелликоДжон Пол ДжонсДжордж ДьюиЕкатерина II ВеликаяЭндрю Браун КаннингемКен Элтон Кизи...
ГлавнаяВооруженияРазноеСШАSSM-N-8
ПроектИспользуются(11)(1) 
СтранаСША
Длина10,36 м
Диаметр2,44 м
Размах крыльев6,4 м
Масса6,35 т
Скорость 965 км/ч
Высота полета12190 м
Дальность стрельбы 935 км
Система управлениярадиокомандная
Боевая частьW-5 мощностью 40 - 50 кт

SSM-N-8 была первой стратегической крылатой ракетой, поступившей на вооружение американского военно-морского флота. Она предназначалась для поражения военных объектов, которые имели слишком сильную ПВО Противо-воздушная оборона и не могли эффективно поражаться палубной авиацией.

ВМФ Военно-морской флот начал изучать возможность поражения сильно защищенных целей крылатыми ракетами еще во время Второй мировой войны. Первые разработки представляли собой обычные самолеты, управляемые дистанционно и несущие бомбы или торпеды. Несмотря на несовершенство, они успешно использовались во время рейда на Бугенвилль 27 сентября 1944 года. К 26 октября 1944 года из 48 использовавшихся в боевых условиях самолетов 29 поразили цели.

17 ноября 1944 года, после рейда на Бугенвилль, ВМФ Военно-морской флот закрыл программу беспилотных самолетов и начал новую программу по разработке крылатых ракет. Целью программы являлась оценка возможности запуска армейских крылатых ракет JB-2 (американская копия немецкой V-1) с эскортных авианосцев, бомбардировщиков B-24 (PB4Y-1) и береговых установок. В апреле следующего года добавили также возможность запуска с крейсеров. Тогда же программа получила официальное название Loon.

После войны, получив в свое распоряжение немецкую документацию, американский флот начал прорабатывать тему ракет, запускаемых с подводных лодок. 5 марта 1946 года было одобрено переоборудование двух подводных лодок (Cusk и Carbonero) в носители и платформы для запуска и наведения ракет Loon. Однако через семь дней программа Loon была официально переориентирована на создание носителя для крылатой ракеты SSM-N-8. Затем, в июне 1946 года, контракт на создание ракет SSM-N-8 получила Vought Corporation.

Loon стала технологической основой для разработки SSM-N-8. Во время запусков с подводных лодок Cusk и Carbonero испытывались системы запуска, водонепроницаемый ангар для ракеты и радиокомандная система управления. 22 марта был также испытан имевший важное значение метод управления ракетой с другой подводной лодки или самолета, что позволяло значительно увеличить дальность стрельбы.

Эти испытания также выявили проблемы, главная из которых заключалась в необходимости вручную устанавливать ракету на пусковую установку перед запуском. Эти проблемы были учтены конструкторам Regulus, что позволило избежать их еще на этапе проектирования. Испытания Loon были прерваны в марте 1950 года, и в том же году начались испытания SSM-N-8. Для первых испытательных полетов использовались ракеты, оборудованные убирающимся шасси, чтобы обеспечить их многоразовое использование. Первый успешный полет состоялся на авиабазе Edwards 29 марта 1951 года. Ракета успешно стартовала, сделала круг над летным полем и приземлилась, управляемая дистанционно с самолета.

В то время, как проводились испытательные пуски, на кораблях с использованием полномасштабных макетов ракет отрабатывалось пусковое оборудование. 3 ноября 1952 года был осуществлен первый запуск с корабля, 16 декабря ракета была впервые запущена с авианосца Princeton в боевом снаряжении. После запуска управление ракетой было передано на взлетевший ранее самолет, который и управлял ею до достижения цели. Радиокомандная система наведения SSM-N-8 хотя и имела низкую помехозащищенность, обеспечивала очень высокую точность наведения ракеты. Прекрасный пример этого был продемонстрирован 19 ноября 1957 года, когда после запуска с корабля Helena ракета преодолела 503,7 км и отклонилась от цели всего на 135 м. Первые 207 км ракетой управляли с корабля, затем на протяжении 130 км управление осуществлялось с подводной лодки Cusk, после чего было передано подводной лодке Carbonero.

После успешных испытаний 30 марта 1953 года было объявлено о начале серийного производства SSM-N-8. Месяцем ранее было закончено переоборудование подводной лодки Tunney в носитель крылатых ракет, а 15 июля 1953 года был проведен первый пуск ракеты SSM-N-8 с подводной лодки. В первой половине 1954 года испытания были закончены и в мае было объявлено, что ракета принята на вооружение. К 1957 году ракетами SSM-N-8 было оснащено 16 кораблей: десять модернизированных авианосцев класса Essex, крейсера Los Angeles, Helena, Macon и Toledo, а также подводные лодки Tunney и Barbero.

Среди кораблей, вооруженных ракетами SSM-N-8, наиболее мощными были авианосцы. Они могли запускать ракеты со своих катапульт, используя специальные трехколесные тележки. Кроме того, ракеты можно было запускать с передвижных пусковых установок, устанавливаемых на палубе. В результате число одновременно запускаемых ракет могло достигать четырех. Кроме того, в отличие от крейсеров, авианосец мог осуществлять управление ракетой с момента старта вплоть до попадания в цель, используя собственные палубные самолеты. Однако несмотря на все эти преимущества SSM-N-8 очень недолгое время стояла на вооружении авианосцев.

Длина полетных палуб авианосцев класса Essex очень скоро перестала удовлетворять требованиям, предъявляемым новыми реактивными палубными истребителями. В результате к 1960 году все они были переклассифицированы в вертолетоносцы и в дальнейшем использовались в десантных и противолодочных операциях. В это же время ракеты сняли и с крейсеров Macon и Toledo. Таким образом, к 1961 году единственными надводными кораблями, оснащенными крылатыми ракетами SSM-N-8, остались крейсера Los Angeles и Helena.

Несмотря на снятие ракет Regulus с вооружения надводных кораблей, число подводных лодок, оснащенных данной системой, продолжало увеличиваться. После прекращения программы SSM-N-9 в 1959 году подводные лодки, предназначенные для оснащения новыми ракетами (Grayback, Growler и Halibut), были переоборудованы под SSM-N-8. Первые подводные лодки, спроектированные как носители стратегических крылатых ракет - Grayback и Growler, могли нести по четыре ракеты SSM-N-8, две из которых располагались в сдвоенном ракетном ангаре, в то время как Tunney и Barbero могли нести только по две ракеты, одна из которых располагалась в ангаре. В то же время Halibut, которая была единственной атомной подводной лодкой - носителем ракет SSM-N-8, могла нести пять ракет. Таким образом, к 1960 году было развернуто 17 ракет SSM-N-8, все на Тихом океане.

25 марта 1960 года впервые был осуществлен пуск SSM-N-8 с подводной лодки Halibut. Это был первый пуск стратегической ракеты с атомной подводной лодки. Четыре месяца спустя с атомной подводной лодки George Washington была впервые запущена баллистическая ракета Polaris A1.

В сравнении с системой Polaris A1 крылатая ракета SSM-N-8 безнадежно устарела. Для каждого ее пуска субмарина должна была всплывать на поверхность, что делало ее отличной мишенью для врага. Система наведения была уязвима для помех. Поэтому к 1964 году последняя ракета SSM-N-8 была снята с вооружения.

За все это время было произведено 1129 пусков ракет SSM-N-8. Большинство из них было пусками учебных ракет с убирающимся шасси и парашютом. После снятия с вооружения эти учебные ракеты использовались в качестве целей для истребителей флота и зенитных ракет.

версия для печати
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.